24.09.2012 16:00
    Поделиться

    ФАС предложила продлить оборот топлива "Евро-2"

    ФАС выступила за отсрочку введения запрета на топливо низких экологических классов

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает целесообразным перенести на полгода запрет на использование в России топлива низких экологических классов, сообщили со ссылкой на главу службы Игоря Артемьева информагентства.

    Необходимость перенести сроки он обосновал расхождениями между российским техрегламентом на топливо и техрегламентом Таможенного союза. Эксперты "РГ" согласны с этим мнением и добавляют: к введению запрета пока не готовы ни автопарк, ни нефтеперерабатывающие заводы. А экологически чистое топливо с лета следующего года начнет дорожать.

    По российским правилам, оборот бензинов и дизтоплива "Евро-2" должен быть прекращен с января 2013 года, "Евро-3" - с 2015 года. Техрегламент Таможенного Союза, который вступит в силу с декабря этого года, предъявляет менее жесткие требования к моторным топливам и более поздние сроки перехода на "Евро-4" и "Евро-5".  Но правила должны быть одинаковыми, иначе топливо низких классов все равно будет производиться в России и вывозиться в Казахстан, предупредил Артемьев.

    Есть и другие проблемы. Пока еще не так много зарегистрированных и находящихся в пользовании у граждан автомобилей могут ездить на бензине высоких классов очистки, уточняет президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. А сельскохозяйственная и военная спецтехника вообще рассчитаны на топливо стандарта АИ-80. "Конечно, они смогут ездить и на бензине класса "Евро-4", однако он будет стоить дороже, а это в итоге повлечет за собой изменение цен в связанных отраслях", - предположил Шмаль.

    С производством экологически чистого бензина тоже все не так просто. Сегодня его доля на рынке составляет 25 процентов, рассчитал эксперт. "Для более "чистой" переработки нефти модернизировано всего около 30 процентов НПЗ, исходя из объема выпускаемого топлива, - говорит он. - И возникает закономерный вопрос: хватит ли мощностей заводов для того, чтобы обеспечить всю страну новым бензином? Тем более, что есть проблемы с оборудованием для модернизации. Сегодня много заводов и в России, и за границей озабочены этим вопросом, и на рынке реальный дефицит комплектующих".

    Тем не менее, проблему с нехваткой топлива можно решить, уверен собеседник "РГ". "Нужно считать баланс производства и потребления по разным классам топлива, - предлагает он. - Сегодня оценку этого никто не производит, а по идее это задача минэкономразвития и минэнерго".

    Между тем, с 1 июля 2013 года цены на бензин вырастут минимум на 6 процентов, а с 2015 года автолюбителей ждет подорожание уже на 20 процентов. Причина - рост акцизов на топливо классов "Евро-4" и "Евро-5". Проект закона "О внесении изменений в статью 193 ч. 2 Налогового кодекса РФ" уже согласован в минтрансе, минэкономразвития, минфине и минэнерго, сообщили СМИ.  Предполагается, что ставки акцизов для топлива стандарта "Евро-4" за следующие три года вырастут на 1,3 рубля, 0,64 рубля и 0,71 рубля соответственно. Для более экологически чистого и изначально более дорогого стандарта "Евро-5" ставки будут расти медленнее. В следующем году ставка останется неизменной, в 2014 - увеличится на 0,39 рубля, а в 2015 году - на 0,42 рубля. Пропорционально росту акцизов будет дорожать и топливо, считает Шмаль.

    Дифференцированные акцизы вводились, чтобы стимулировать нефтяные компании модернизировать производство, напоминает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Но, по его мнению, в данной ситуации возникает противоречие, связанное с наполнением федерального бюджета, и интересами компаний, начавших модернизацию опережающими темпами. "Если НПЗ выпускает топливо более высоких классов очистки, то он платит меньший акциз и, соответственно, меньше денег идет в бюджет. И в целом завод мог бы компенсировать вложенные в модернизацию деньги за счет более низких акцизов. При их увеличении это будет сделать гораздо сложнее", - предупреждает он.

    Поделиться