20.09.2012 23:10
    Поделиться

    Арт-Москва сделала ставку на некоммерческие спецпроекты

    Нзвание дискуссии после фильма про семью американского почтальона и клерка, собравших такую коллекцию, что ее хватило для завещания нескольким американским музеям - "Не надо быть миллионером, чтобы стать коллекционером" - должно было, по замыслу организаторов, стать неофициальным слоганом 16-й Арт-Москвы. Но на ее стендах мне не удалось обнаружить произведения, доступные российским почтальонам.

    Возможно, я плохо искала. Самым "демократичным по цене" объектом считают рисунок Ильи Долгова из серии "Гербарий", за который воронежская галерея Х.Л.А.М. просит 600 евро. Самым дорогим объектом нынешней международной арт-ярмарки, по-видимому, станет работа Энди Уорхола Drag Queen. Португальская галерея Cordeiros, которая привезла ее, поставила цену 350 тысяч долларов. Между этими двумя крайними точками - впечатляющий конструктивистский райский "сад" скульптора Александра Константинова, созданный на морской гальке из ржавых железных труб (120 тыс. евро просит за инсталляцию галерея KulturProekt), психоделическая тиражная графика японской художницы Кусамы Яёй (от 38 тыс. до 2 тыс. евро.) в японской галерее White Stone, абстракция Андре Ланского (80 тыс. евро)...

    Очень много фотографий. Работы Андреаса Гурски и Томаса Штрута привезли португальцы. Китайца Лю Болиня, выставка которого недавно была в фонде "Екатерина", можно обнаружить на стенде галереи "Глаз" рядом с фото Дмитрия Бальтерманца и Александра Абазы. Нью-йоркские работы Валерия и Наташи Черкашиных, пейзажи Александра Гронского и Андрея Чежина выставляет Гринберг Галерея. Впрочем, спектр представленных вещей очень широк: от кресла из мореного дуба от Бориса Иофана, одним из владельцев которого был Юрий Трифонов, до скульптур Алексея Морозова из коллекции Андрея Малахова. Спецпроект Алексея Морозова перед входом на арт-ярмарку. Здесь античные боги и терминаторы постапокалиптической эры соединены и образуют новых кентаврических существ.

    Любопытно, что многие зарубежные галереи привозят в Москву российских же авторов. Мюнхенская Art & Space Gallery представила высокотехнологичные стереопанели Константина Худякова, лондонская White Space Gallery привезла раннюю живопись Тимура Новикова 1980-х годов, цветные снимки Андрея Тарковского 1984 года, который он делал из окна дома; венская Knoll Gallery - графику Александра Бренера и Барбары Шурц 2011 года.

    В целом ощущение такое, что сколько бы ни говорили о том, что кризис не для нас, что он бродит по Европе, кризис в России явен по крайней мере для галерей, работающих с современным искусством. Об этом говорят цифры участников и продаж ярмарки. В предкризисном 2007-м в Арт Москве участвовало 73 галереи, в нынешнем - вполовину меньше. Схожая история со статистикой продаж: 9,3 млн долл. в 2007-м, и 4,6 млн долл. в прошлом, 2011-м. К объективно сложной экономической ситуации добавился фактор конкуренции. 20 сентября в Вене открылась VIENNAFAIR, 70 процентов акций в начале года куплено российскими бизнесменами. Там размах побольше будет: 128 галерей из 29 стран мира, в том числе 8 галерей из России.

    Арт Москва сделала ставку на интеллектуальную дискуссионную программу и некоммерческие спецпроекты. Дискуссии в ЦДХ будут идти практически в режиме нон-стоп, два раза в день. В них задействованы свежие интеллектуальные силы, темы звучат вполне привлекательно. Эти проекты явно направлены на воспитание того нового коллекционера-не-миллионера, о котором на пресс-конференции говорили организаторы Арт Москвы.

    Что касается специальных проектов, то среди них выделяется видеопрограмма, подготовленная Ольгой Киселевой вместе с факультетом искусств Сорбонны "Этот смутный объект желания". Народ порадует проект "Родычи Ворхалы", который нашел не столько продолжателей дела Энди Уорхола, сколько братьев по крови и идее. Семья Уорхола была родом с Западной Украины. Наконец, эффектный проект Виты Буйвид "Невский проспект" напомнит о Гоголе, о Питере, о славе, которая, как известно, проходит. В общем, здесь можно получить вполне разнообразное меню культуртрегерской программы.

    Поделиться