19.09.2012 16:47
    Поделиться

    Смоленские мошенники научились "обчищать" электронные кошельки

    Как мошенники "обчищают" электронные кошельки граждан
    Мошенники активно осваивают новые технологии. Вот уже и "содержимое" электронного кошелька - банковской карты - может стать добычей нечистых на руку граждан.

    Стоп! Снято

    Эту ночь жительница Смоленска Лиза Мартынова до сих пор вспоминает с содроганием. Сразу после полуночи на ее сотовый телефон дождем посыпались эсэмэски с уведомлениями о снятии денег с ее банковской карточки.

    - Вы только представьте мое состояние: я дома, собираюсь ложиться спать, и вдруг выясняется, что прямо вот в эту минуту кто-то снимает с моей карточки деньги! - рассказывает Лиза. - Денег у меня там много никогда не бывает, тогда всего около двадцати тысяч лежало, но все равно - это же мои деньги, я - вот она, а деньги прямо на глазах исчезают!

    Едва дождавшись утра, Лиза бросилась в банк и написала заявление, детально описав все, что с ней произошло. Молодая женщина наивно считала, что в истории этой все ясно, что с помощью современных технологий будет нетрудно доказать, что не она темной ночью тайком снимала свои деньги. Но… Сотрудникам кредитного учреждения все показалось не таким очевидным. Они заявили, что единственное, что может сделать Лиза в данном случае, - написать заявление в полицию. А банк ни при чем. Деньги с карточки сняты без нарушений, с введением пин-кода, так что ж теперь поделаешь - и красиво одетые банкиры пожали плечами. "Вы сами виноваты!" - сказали ей. "В чем же я-то виновата?" - изумилась Лиза. "Ну вы же недавно оплатили покупки через Интернет вот и подвергли свою карту опасности", - пояснили ей.

    Воз и ныне там

    Здесь надо уточнить, что покупки Лиза делала через мобильный банк этого самого кредитного учреждения. То есть сначала банк разрабатывает интерфейс для платежей через Интернет, активно его рекламирует, всячески подчеркивая свою современность, а потом его менеджеры упрекают клиента за то, что он им воспользовался, - опасно, мол, ты что - дурак, что ли, через Интернет платить?!

    Лизу такое отношение, конечно, потрясло и оскорбило, и на какое-то время она опустила руки, решив, что украденного не вернешь. Полицейские, правда, с легкостью выяснили, что деньги с ее карточки снимали в нескольких банкоматах в Ижевске, и с помощью сотового оператора убедились в том, что телефон Лизы в это время находился в Смоленске. Да и сама она в Ижевске сроду не бывала, и из Смоленска в эти дни не выезжала, и свою банковскую карту никому не передавала, что также оказалось нетрудно проверить. Женщина явно стала жертвой мошенничества, по факту которого было возбуждено уголовное дело. Но это полицейским все понятно! В банке же Лизе по-прежнему не верят и вернуть деньги, похищенные с ее карточки, категорически отказались. Вот пусть полиция, дескать, найдет мошенников и взыщет ущерб с них, а банк тут совершенно ни при чем.

    В отделе "К" управления МВД по Смоленской области говорят, что такое отношение кредитного учреждения к своему клиенту - скорее исключение, чем правило. Солидные банки в подобных случаях, когда человек явно стал жертвой мошенников, беспрекословно возвращают похищенные деньги - хотя бы с учетом сложившейся в России судебной практики. Поскольку Лиза Мартынова, оправившись от потрясения, обратилась к юристам, специализирующимся на защите прав потребителей, будет суд и в этом случае. Кстати, сейчас смоленские суды рассматривают два аналогичных гражданских иска, где клиенты одного и того же банка, потеряв доверенные ему средства в результате мошенничества, пытаются добиться возмещения.

    Алгоритм преступления

    Между тем причиной всей этой неприятной истории послужили не платежи через Интернет, а новый вид высокотехнологического мошенничества - скимминг. Первым в Смоленской области с ним столкнулись в Десногорске - городе атомщиков, жители которого отличаются достаточно высокими по меркам региона доходами. Местные полицейские зафиксировали сразу восемь случаев скимминга, общий ущерб от которых превысил 300 тысяч рублей.

    Мошенники помещают миниатюрный скиммер в тот отсек, куда вставляются банковские карты, что позволяет скопировать данные на магнитной полосе. Чтобы узнать пин-код, используются миниатюрные видеокамеры, направленные на клавиатуру банкомата, - или с функцией передачи изображения по радиоканалу, или просто записывающие картинку. Другой способ - накладка на клавиатуру, изготовленная промышленным способом, способная фиксировать порядок нажатия кнопок. Конечная задача скимминга - создание дубликата банковской карты. Получив нужную информацию, мошенники создают новую магнитную полосу, наносят ее на кусочек пластика и, зная пин-код, с легкостью снимают деньги с карточного счета. Во избежание подобных ситуаций специалисты советуют пользоваться банкоматами внутри банковских офисов.

    Прямая речь

    Андрей Скоромный, начальник отдела "К" управления МВД по Смоленской области:

    - Самый простой и дешевый способ обезопасить себя от мошенников - не иметь банковской карты или снимать с нее все деньги в день зарплаты. Ну это, конечно, не выход, поскольку оборот наличных денег в России постепенно сокращается, технологии развиваются, и иметь с ними дело приходится порой вопреки желанию. Как же себя обезопасить? Ну, во-первых, никогда и никому нельзя сообщать пин-код своей карты. Нужно запомнить: никто не имеет права спрашивать его у вас, делать этого не следует ни в какой ситуации.

    Я бы рекомендовал пользователям банковской карты подключить так называемый "мобильный банк", чтобы получать на сотовый телефон СМС-уведомление о любых операциях, которые осуществляются с помощью вашей карты. Так вы по крайней мере вовремя узнаете о том, что вашу карту используют мошенники и сможете ее заблокировать. Советовал бы каждому держателю банковской карты иметь под рукой номер телефона круглосуточной службы банка, по которому нужно звонить в подобных случаях. Съем денег происходит очень быстро, дело решают секунды.

    Наряду со всем перечисленным посоветовал бы установить суточный лимит на снятие наличных. Это не всем нравится, не всегда удобно, но в этом случае вы по крайней мере не рискуете всей суммой, хранящейся на карте.

    При покупках в Интернете нужно убедиться, что выбранный вами магазин действительно существует. Недавно житель Смоленска приобрел через Интернет запчасти для автомобиля, покупку свою не получил, а когда попробовал обратиться по адресу, указанному на сайте, оказалось, что и улицы-то такой нет. Наш опыт показывает, что все подобные истории, как правило, возникают из-за того, что человек натыкается где-то на дешевый товар. Как раз это и должно смущать, большая разница в цене должна настораживать. Лучше всего пользоваться интернет-магазинами, которые находятся в вашем регионе, в вашем городе, а лучше - в шаговой доступности или теми, которыми успешно воспользовались ваши знакомые. Стоит насторожиться, если магазин требует 100-процентную предоплату. Уважающие себя, легальные интернет-магазины так не работают, и если где-то от вас требуют всю сумму вперед - это почти наверняка мошенники. Ну и раз уж вы в Интернете, не торопитесь покупать - поищите информацию о магазине, поинтересуйтесь отзывами о нем, наконец, попробуйте позвонить по телефону, который указан на его сайте. Времени это займет не так много даже у неопытного пользователя, и, что важно, вы сможете обезопасить себя от возможного обмана со стороны недобросовестных продавцов.

    Поделиться