16.09.2012 23:00
    Поделиться

    Продажи табачных изделий в крупных магазинах вырастут в 3-4 раза

    Внесенный в правительство законопроект "Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" предусматривает целый ряд мер, ограничивающих продажу сигарет (прежде всего в палатках) и собственно курение.

    Самая спорная мера: законопроект запрещает продажу сигарет в малых торговых точках. Идея в том, чтобы снизить доступность табака и таким образом сократить количество курящих. Не ясно, даст ли она эффект, сработает ли как задумано, но пострадавшие точно будут.

    Для мелких торговых точек сигареты и уже запрещенное пиво составляют почти половину оборота. По оценкам минэкономразвития, реализация предложенных в законе мер приведет к быстрой ликвидации 175 тысяч торговых точек. Новых рабочих мест для этих людей по большому счету создано не будет, в итоге на улице останутся 300-500 тысяч человек; с учетом членов семей, потерявших источник дохода (часто основной), это число увеличится минимум на 1 000 000 человек. А новых рабочих мест для них не создается.

    Законопроект также запрещает выкладку, то есть сигареты будут лежать в ящичках, на которых будут висеть безликие ценники. Идея в том, что покупатели не будут покупать сигареты, очаровавшись яркой соблазнительной пачкой. В действительности курильщики приходят в магазины для того, чтобы купить свою любимую марку. Проблема в том, что теперь на поиски "своей" пачки будет уходить в разы больше времени.

    Вдобавок вырастет и количество покупателей сигарет в крупных торговых точках. Доля сетевых магазинов в продаже табака, по данным Nielsen, сегодня порядка 15-17%. Доля форматов, которые сегодня в "зоне риска" и могут уйти с рынка, - 40-45%, этот объем перейдет крупным торговцам. То есть рост продаж табака в сетях вырастет в 3-4 раза. Добавим к этому, что время на поиск нужной пачки тоже увеличится в разы. Совокупно нагрузка на сети вырастет на порядок.

    А теперь представьте "Ашан" в субботу днем, половина посетителей которого нервно ищет и не может найти товар, за которым они и пришли.

    У этой проблемы нет решения: нанять дополнительных консультантов в зал сети не смогут - табак продается по рекомендованной цене, маржа сетей в этой товарной категории жестко ограничена. А объем продаж - незначителен. По оценке главы Ассоциации компаний оптовой и розничной торговли (АКОРТ) Ильи Белановского, доля табака в обороте сетей 2-3%.

    Бездумный механический перенос запрета на выкладку в Россию лишь озлобит людей. Эта мера нормально работает в тех странах, где сигареты продаются в основном в мелких торговых точках с низкой проходимостью, - там у продавца есть время каждому все объяснить.

    Наконец, еще одна идея. Запрет на курение в общественных местах. Таким образом, мы заботимся о некурящих, здоровье которых может пострадать от вдыхания табачного дыма. Но применение этой нормы в России приведет к тому, что 43 миллиона курящих россиян зимой будут изгнаны на мороз: 60% взрослых мужчин и около 30% женщин. Все эти люди будут мерзнуть на морозе в пиджаках и спецовках, они просто обречены на регулярные простуды и ангины. Станет ли нация в итоге здоровее или счастливее? Очевидно, нет.

    Мало того, что будут недовольны курильщики, своих работников поддержат и работодатели, недовольные неизбежным ростом заболеваемости, а это негативный эффект для экономики в целом. Запрет на курение в общественных местах, наверное, неплохо работает в солнечной Калифорнии. Но для России необходимо иное.

    Будут ли запреты, прописанные в законе, реально способствовать снижению числа курящих, покажет время. Между тем уже принятые меры - в первую очередь планомерное повышение акцизов - в течение последних нескольких лет сокращает российский рынок на 2% ежегодно. Один из лучших показателей в мире, кстати.

    Поделиться