13.09.2012 13:00
    Поделиться

    В Екатеринбурге открылась 2-я Уральская биеннале

    Более сорока художников из тридцати стран, в том числе из Франции, Германии и США, приехали на Средний Урал на 2-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, чтобы преобразовать индустриальные объекты в арт-резиденции, исследовать тему индустриализации региона и ее взаимодействия с современной культурой. Эксперты ожидают, что за время биеннале - с 13 сентября по 22 октября - выставку посетят не менее 60 тысяч уральцев.

    Художники создадут собственные арт-проекты на базе крупных индустриальных площадок Екатеринбурга и области. Арт-резиденции, в частности, расположатся в Первоуральском заводе горного оборудования, Нижнетагильском музее-заповеднике "Горнозаводской Урал", Невьянском государственном историко-архитектурном музее. Гора в Дегтярске, образовавшаяся из отработанной породы как своеобразное свидетельство индустриального прошлого города, стала постаментом для современной скульптуры екатеринбургского стрит-арт-художника Тимофея Радя. Выставка куратора биеннале - основателя Института современного искусства Софии Бубновой - разместилась в здании типографии "Уральский рабочий". А на закрытие биеннале на заводе Уралтрансмаш покажут одноактную балетную постановку, созданную Екатеринбургским театром оперы и балета для промышленной площадки как синтез современной хореографии, электронной и классической музыки, актуального искусства и заводской архитектуры.

    "РГ" побеседовала с несколькими участниками выставки. Так, молодой французский художник Матье Мартэн реализовал свои идеи на главной достопримечательности микрорайона Уралмаш - водонапорной Белой башне, которая сегодня считается ценным памятником архитектуры.

    - Биеннале мне позволила сделать мой первый действительно масштабный проект, перекрасить башню, "освежить" этот революционный символ города, зажечь ее вновь подобно пламени, - воодушевленно делится с "РГ" француз. - Проект состоит из работы с башней, на основе которой был сделан фильм, и из макета, который воссоздает башню в человеческий рост. Это мой первый проект в России. И мне все больше и больше кажется, что во Франции подобное было бы невозможно, - а у вас это оказалось на удивление просто! Я приехал в Екатеринбург сделать проект специально для Уралмаша - если бы я мог сделать все это у себя в мастерской, не было бы смысла ехать за 5000 километров. Я хотел поработать с элементом городского пейзажа, подобного которому я не могу найти в своей стране.

    А американский художник Джеймс Морган попытался примирить жителей Верхней Салды с перспективой создания вблизи нее "Титановой долины" и приступил с рабочей группой к возведению особой скульптуры на месте будущей особой экономической зоны.

    - Немногие могут сказать, что жили в Титановой долине. Там я находился со своей екатеринбургской командой, - рассказал о своих первых впечатлениях "РГ" американец. - Мы побывали на месте, где был построен первый завод. Этот опыт перекликается с фактом, что я сам из американской Силиконовой долины. Мне действительно повезло увидеть деревенскую и городскую жизнь в России. Я всегда работаю на грани комфортной для меня зоны. В проекте задействована большая команда из 13 временных зон по всему миру, также существует определенный языковой барьер. Но мне повезло с этой командой. Думаю, результат нашей работы будет интересным.

    Московский художник-карикатурист Леонид Тишков разработал концепцию никогда не существовавшего Верхотурского музея конькового завода и создает реальную экспозицию на основе архивных и псевдоархивных документов и своих оригинальных работ, сделанных во время пребывания в Верхотурье. Проект включает в себя мультимедиа-инсталляцию "Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Музея", цикл фотографий "Руины памяти" и серию видеоинтервью с бывшими рабочими завода. И тем самым пытается воссоздать атмосферу провинциального уральского города.

    - Я хочу, чтобы зрители биеннале не просто посмотрели на картинки и все остальное, а вместе с художниками прошли путь от замысла до создания произведения искусства, чтобы они не остались равнодушными! - откровенничал художник с "РГ". - Художник создает искусство, волнуясь, погружается в стихию, открывает новое видение, и хочется, чтобы зрители вовлеклись в это дело, стали сотворцами. Что касается лично меня, то главное, чтобы "Заброшенные утопии" не стали забытыми, чтобы мы помнили всех, кто когда-то мечтал о братстве и счастье для всех и каждого, и еще, может, самое главное - надо готовить себя к восприятию неба, как говорил Казимир Малевич.

    А Николас Фрейзер из США, анализируя постсоветскую экономическую ситуацию, предложил по-новому взглянуть на технологию освоения базовых правил свободного рынка (которые, по его мнению, уподобляются основам игры в бейсбол - самой популярной игры в США). И предложил выразить это в бейсбольной игре с рабочими Нижнетагильского металлургического комбината.

    - Я первый раз в России и наслаждаюсь щедростью окружающих меня людей: они готовы сделать все, чтобы мне помочь, - рассказал он "РГ". - Тагил производит впечатление закрытого сообщества, где ценят свою историю. Мне повезло посетить несколько музеев, увидеть Нижнетагильский металлургический комбинат, неотъемлемую часть городской истории, которая насчитывает уже несколько веков. Проект очень отличается от моей предыдущей работы. У меня есть замечательные ассистенты, которые много работают, чтобы помочь мне перевести документы и организовать все до малейшей детали. Без них я бы не справился.

    Кстати

    Первая Уральская индустриальная биеннале прошла в Екатеринбурге в 2010 году. За месяц выставку посетили около 60 тысяч жителей и гостей Екатеринбурга и Свердловской области. Площадь арт-резиденций заняла в общей сложности более 40 тысяч квадратных метров. Участвовали более 250 художников из 59 стран мира. Проект поддержали 16 международных фондов и дипмиссий.

    В Екатеринбурге открылась 2-я Уральская биеннале
    Поделиться