11.09.2012 15:53
    Поделиться

    Корреспонденты "РГ" выяснили, как развивается киноиндустрия в мире

    Если бы устроители первого платного киносеанса в "Гран-кафе" на парижском бульваре Капуцинок легендарные братья Люмьер воскресли, им не пришлось бы разочаровываться. Дело, у истоков которого они стояли, во Франции в очередной раз переживает расцвет.

    Посудите сами. Производство художественных фильмов постоянно растет. Сейчас Франция выпускает ежегодно свыше 200 лент и занимает третье место после американского Голливуда и индийского Болливуда. И это в то время, как в прочих европейских странах кинематограф дышит на ладан, а зрителя потчуют продукцией из США.

    Знаковым событием стал невероятный успех фильма режиссера Мишеля Хазанивичуса "Артист" с нынешней "звездой" делоновского масштаба Жаном Дюжарданом. И это не только пять заокеанских "Оскаров", но и немалые сборы во Франции. Лента обошлась в 13 миллионов евро, а уже принесла в пять раз больше. Правда, до самого успешного в прокате за последние годы французского фильма, а это кинокомедия "Добро пожаловать к Ш’тям" (в российском прокате название остроумно перевели, как "Бобро пожаловать") ему далековато. Тот стоил 11 миллионов евро, а принес 200.

    Французы любят кино и охотно посещают две тысяч кинотеатров, густо усеявших не только города, но и села. Кстати, свыше 10 процентов из них - мультиплексы, то есть те, где больше восьми залов. Посадочных мест-кресел на круг чуть больше миллиона. Прошлый год стал рекордным: раскуплено 215,6 миллиона билетов, что на 11 процентов больше, чем в предыдущем.

    Конечно, и здесь народ не обходит стороной американские "блокбастеры" наподобие "Аватара". Но какая другая соседняя с Францией страна может похвастаться, что в 42 случаях из ста их граждане идут на фильм местного производства?

    Тому, что французский кинематограф по-прежнему цветет, есть вполне логичное объяснение и содержится оно в двух словах - "культурная исключительность". Именно так в конце 1950-х годов при соратнике Шарля де Голля министре культуры Андре Мальро назвали государственную политику, нацеленную на укрепление и развитие культуры. Что касается кинематографа, то ее суть заключается в том, что государство, отдавая себе отчет в его важности, создало мощную систему поддержки. Был основан Национальный киноцентр (НКЦ), которому поручено заниматься финансированием сначала кинематографа, а затем и аудиовизуального сектора. Так вот НКЦ, находящийся под двойной опекой Минкульта и Минфина, собирает со всех прокатчиков, владельцев кинозалов налог - 10,72 процента со стоимости каждого билета.

    К слову, средняя цена билета в кино - 9 евро. Для детей до 12 лет - 5 евро, а пенсионеров - 7,40. Билеты на сеансы фильмов в 3D на 20 процентов дороже. Эти средства, а в прошлом году набралось 128 миллионов евро, прямиком идут в бюджет НКЦ. Более того, все телевизионные каналы отчисляют туда в качестве платы за показ фильмов 5,5 процента от своих доходов. Это еще 583 миллиона евро. Ну и еще 38,5 миллиона было собрано в виде налога (2 процента) от продажи и проката видеодисков.

    Как видите, получается немаленькая сумма, и большая ее часть идет на разностороннюю помощь кинематографу. Во Франции нет государственных киностудий. Здесь все они частные. Есть гиганты типа UGC, Gaumont, Pathe, есть поменьше и совсем крошечные. Всего около восьми десятков. Так вот Национальный киноцентр финансово в пределах 500 тысяч евро "откликается" на заявки от кинорежиссеров, если там решают, что будущая лента по своей художественной задумке того достойна. При этом акцент делается на содействии фильмам-дебютам, авторскому кино, то есть всему тому, что служит развитию киноискусства. Ежегодно таким образом создается порядка 60-70 картин.

    НКЦ также активно помогает дистрибуции французских лент. Понятно, что крупные компании обходятся без посторонних денег. Но тем, кто работает в сельской местности, где сборы невелики, субсидии киноцентра помогают выжить. И, что очень важно, НКЦ финансирует сеть кинотеатров "искусство и проба", где показывается исключительно артхаусное кино - ленты для продвинутых кинофилов. Только в Париже их с десяток.

    Другое направление работы киноцентра - это проведение кинофестивалей. Оставим в стороне самый известный - Каннский, а он, кстати, также субсидируется государством. Так вот, помимо него во Франции ежегодно проходят еще 165 фестивалей. Для сравнения: в Италии их организуется 17, а в Англии и того меньше - лишь шесть.

    Поделиться