07.09.2012 00:00
    Поделиться

    Законопроект Республики Хакасия "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Хакасия"

    Законопроект Республики Хакасия "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Хакасия"

    Вносится Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Закона
    1. Настоящий Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Республики Хакасия.

    2. Целью настоящего Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Хакасия.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    1) энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
    2) вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
    3) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
    4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
    5) класс энергетической эффективности - характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;
    6) бытовое энергопотребляющее устройство - продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии - сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;
    7) энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
    8) энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;
    9) организации с участием Республики Хакасия или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Республики Хакасия, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Республика Хакасия, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, республиканские государственные или муниципальные унитарные предприятия, республиканские государственные или муниципальные учреждения;
    10) регулируемые виды деятельности - виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);
    11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;
    12) застройщик - лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
    13) лицо, ответственное за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, - лицо, на которое в установленном порядке возложены обязанности по выполнению законодательства в области энергосбережения, назначенное из числа руководителей или специалистов организации, имеющих профильное образование или прошедших обучение в области энергосбережения.

    Статья 3. Законодательство Республики Хакасия об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    Законодательство Республики Хакасия об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, принятых в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
    1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
    2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
    4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

    Статья 5. Сфера действия настоящего Закона
    1. Действие настоящего Закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

    2. Положения настоящего Закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

    3. Положения настоящего Закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

    Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    Статья 6. Полномочия Верховного Совета Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    К полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
    1) принятие законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    2) осуществление контроля над исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    3) установление в пределах компетенции Республики Хакасия административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    4) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

    Статья 7. Полномочия Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    К полномочиям Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
    1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Хакасия;
    2) утверждение республиканской программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    3) определение органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    4) определение органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части выполнения требования о проведении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    5) определение органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований федерального законодательства и законодательства Республики Хакасия об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
    6) утверждение перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
    7) утверждение дополнительного перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
    8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

    Статья 8. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия в пределах своих полномочий:
    1) обеспечивают исполнение законов Республики Хакасия, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    2) принимают правовые акты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    3) разрабатывают, утверждают и реализуют ведомственные целевые программы Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    4) устанавливают требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия;
    5) разрабатывают перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
    6) осуществляют информационное обеспечение на территории Республики Хакасия мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    7) устанавливают периодичность осуществления информационного обеспечения мероприятий на территории Республики Хакасия, если сроки информационного обеспечения мероприятий не установлены действующим законодательством;
    8) осуществляют координацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контролирует их проведение министерствами и ведомствами Республики Хакасия, муниципальными образованиями Республики Хакасия, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности;
    9) представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, необходимую информацию в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации;
    10) представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования, сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля над соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки;
    11) организуют проведение энергетического обследования жилых помещений жилищного фонда Республики Хакасия;
    12) осуществляют региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Республики Хакасия, в том числе за соответствием жилых домов, многоквартирных домов в процессе их эксплуатации установленным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    13) осуществляют иные полномочия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

    Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
    1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары и услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
    3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль над их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

    Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
    1. Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным в соответствии с федеральным законодательством.

    2. Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:
    1) культовые здания, строения, сооружения;
    2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
    3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
    4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
    5) строения, сооружения вспомогательного использования;
    6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;
    7) иные определенные федеральным законодательством здания, строения, сооружения.

    3. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

    4. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не распространяются на следующие здания, строения, сооружения вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
    1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
    2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
    3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

    5. В пределах полномочий Республики Хакасия в области государственного строительного надзора, проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области государственного строительного надзора.

    6. В остальных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется застройщиком в соответствии с федеральным законодательством.

    Статья 11. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан
    1. В пределах полномочий Республики Хакасия в области государственного строительного надзора, класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору определяется исполнительным органом государственной власти  Республики Хакасия, уполномоченным в области государственного строительного надзора. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

    2. В остальных случаях класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию осуществляется застройщиком в соответствии с федеральным законодательством.

    3. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности.

    4. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома и к его размещению на фасаде многоквартирного дома устанавливаются федеральным законодательством.

    5. При осуществлении государственного контроля за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома исполнительный орган государственной власти  Республики Хакасия, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта направляется в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

    6. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Правительство Республики Хакасия утверждает перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно в соответствии с принципами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2010 № 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме".
    Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

    7. Исполнительный орган государственной власти  Республики Хакасия, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, регулярно (не реже чем один раз в год) обязан информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.

    8. Правительство Республики Хакасия вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.

    Статья 12. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
    1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к сетям централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

    2. Учет используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должен быть обеспечен в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

    3. Иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов могут быть установлены Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    4. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

    6. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

    7. Момент ввода в эксплуатацию и момент начала использования установленных приборов учета определяются в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    8. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).

    9. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    10. В сроки, установленные Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уполномоченный орган исполнительной власти Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения органов государственной власти Республики Хакасия и муниципальных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

    11. В сроки, установленные Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

    12. В сроки, установленные Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

    13. Порядок проведения и финансирования мероприятий, указанных в частях 10 - 12 настоящей статьи, по объектам, находящимся в государственной собственности Республики Хакасия, определяется Правительством Республики Хакасия.
    Порядок проведения и финансирования мероприятий, указанных в частях 10 - 12 настоящей статьи, по объектам, находящимся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления.

    14. В сроки, установленные Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

    15. Требования к оснащению приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов, иных объектов, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временных объектов, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяются в соответствии с указанным Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    16. С даты, установленной Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
    Порядок заключения договоров регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, заключенных между указанным организациями и  обратившимся к ним лицам, цена договора, условия расчетов, ответственность сторон и другие вопросы, связанные с оказанием услуг по установке приборов учета, определяются в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    17. В сроки, установленные Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации, указанные в части 16 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и (или) передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 10 - 13 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

    Статья 13. Республиканские и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    1. Республиканские и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным федеральным законодательством требованиям.

    2. Республиканские и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:
    1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
    2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
    3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).

    3. Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать:
    1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
    2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
    3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
    4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
    6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
    7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
    8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

    4. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации республиканской и муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, органом местного самоуправления.

    5. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в республиканские и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные федеральным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности мероприятия по:
    1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
    2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
    3) энергосбережению в организациях с участием Республики Хакасия или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
    4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
    5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
    6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
    7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
    8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом;
    9) иным вопросам, определенным высшим исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, органом местного самоуправления.

    Глава 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    Статья 14. Энергетическое обследование
    1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

    2. Основными целями энергетического обследования являются:
    1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
    2) определение показателей энергетической эффективности;
    3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

    3. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

    4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

    5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, указанных в статье 15 настоящего Закона.

    6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

    7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
    1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
    3) о показателях энергетической эффективности;
    4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
    5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
    6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

    8. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

    9. Энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования, а также на основании проектной документации, должен соответствовать требованиям федерального законодательства.

    Статья 15. Обязательное энергетическое обследование
    1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
    1) органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
    2) организации с участием Республики Хакасия или муниципального образования Республики Хакасия;
    3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
    4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Хакасия, местных бюджетов.

    2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в срок, установленный Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", последующие энергетические обследования - не реже чем один раз в пять лет.

    Глава 5. ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ ДОГОВОРЫ (КОНТРАКТЫ) И ДОГОВОРЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ПОСТАВКИ, ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ УСЛОВИЯ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ ДОГОВОРОВ (КОНТРАКТОВ)

    Статья 16. Энергосервисный договор (контракт)
    1. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

    2. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.

    Статья 17. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)
    1. По согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа) при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    2. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта), могут содержать иные условия, определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

    Статья 18. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд
    1. В целях обеспечения республиканских или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

    2. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

    3. Лимиты бюджетного учреждения на оплату энергетических ресурсов рассчитываются на базисный год до внедрения мероприятий по энергосбережению в рамках энергосервисного контракта, как величина расходов организации на поставку энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении с учетом цен и тарифов, определенных в установленном порядке.

    4. Объем лимитов в натуральном выражении остается неизменным с учетом изменения цен на энергоносители, либо может быть ежегодно снижен на величину не более трех процентов от базисного года в сопоставимых условиях до полного выполнения контракта, но не более трех лет с момента заключения энергосервисного контракта на каждый вид энергетического ресурса.

    5. Независимо от условий выполнения энергосервисного контракта, государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечивать ежегодное снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля не менее чем на три процента.

    Глава 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    Статья 19. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
    1. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:
    1) обеспечения функционирования регионального сегмента государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Хакасия;
    2) опубликования уполномоченным исполнительным органом Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, органами местного самоуправления в средствах массовой информации республиканских, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    3) организации уполномоченным исполнительным органом Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
    4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;
    5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
    6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;
    7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

    2. В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности уполномоченный исполнительный орган Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
    1) информации об установленных Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях федерального законодательства и законодательства Республики Хакасия об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
    2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    3. Организации, осуществляющие снабжение потребителей энергетическими ресурсами, регулярно обязаны информировать этих потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети Интернет, на бумажных носителях и иными доступными способами.

    4. Образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    Глава 7. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ С УЧАСТИЕМ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Статья 20. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях с участием Республики Хакасия или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности
    1. В срок, установленный Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации с участием Республики Хакасия или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны разработать и утвердить программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.

    2. Если организация с участием Республики Хакасия или муниципального образования осуществляет регулируемый вид деятельности, к ней применяются положения Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящей статьи, устанавливающие требования к организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.

    3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и внесении в них изменений обязаны учитывать требования к таким программам применительно к регулируемым видам деятельности, установленные данными органами.
    В иных случаях, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.

    4. Формирование производственных программ, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.

    5. Орган исполнительной власти республики, уполномоченный на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на энергетические ресурсы может учитывать экономически обоснованные затраты потребителей энергетического ресурса на энергосбережение.

    Глава 8. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ

    Статья 21. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    1. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    2. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в жилищной сфере осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, уполномоченным Правительством Республики Хакасия.

    Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

    Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
    Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

    Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия В.М.Зимин

     

    Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией

    Поделиться
    Комментарии Российской Газеты
    В Хакасии примут закон об энергосбережении
    Рассылка свежих документов номера
    Подписаться
    Новые документы