07.09.2012 06:45
    Поделиться

    Уральские следователи раскрыли подробности громких преступлений

    Сразу несколько громких уголовных дел из сферы экономических преступлений, рассматривают сейчас областные суды Уральского федерального округа. Даже по предварительным подсчетам нанесенный обвиняемыми ущерб перевалил за миллиард рублей. Пострадавших - десятки тысяч, а собранные доказательства доставляют в суд грузовиками.

    Расследованием всех этих дел занимались оперативные сотрудники главного управления МВД по УрФО. Там не понаслышке знают, что в промышленно развитом округе есть своя специфика: львиная доля преступлений связана непосредственно с бизнесом и производством (в первом полугодии 2012 года 284 из 370 выявленных преступлений касались экономической сферы). Начальник следственной части управления генерал-майор юстиции Андрей Тараненко раскрыл корреспонденту "РГ" некоторые особенности расследования самых резонансных преступлений в этой сфере.

    Чем отличаются экономические преступления от прочих?

    Андрей Тараненко: В первую очередь впечатляет размер наносимого преступниками ущерба. Например, переданы в суд дела двух крупных финансовых пирамид. Одна из них действовала в Челябинской области. Сбережения потеряли 255 жителей Южного Урала: общая сумма исчезнувших вложений превысила 42 миллиона рублей. Другую пирамиду, уже международного масштаба, выстроил житель Екатеринбурга Алексей Калиниченко - недавно он предстал перед Свердловским областным судом. По версии следствия, от его мошеннических действий пострадало более трех тысяч вкладчиков, которые потеряли свыше миллиарда рублей.

    До суда дошли и крупные дела о рейдерских захватах уральских заводов. В частности, начался процесс над членами группировки, возглавляемой Владиславом Костаревым. Эта группа, по данным следователей, еще в начале нулевых годов захватила десятки предприятий и похитила их активы. Направлены в суд и дела о межрегиональном организованном преступном сообществе, члены которого совершали на дорогах нападения на автомобили, захватывали их и перепродавали, подделывая документы. Начался процесс о мошенническом завладении денежными средствами госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" при банкротстве одного из банков в Тюмени.

    Расследование этих дел потребовало огромной работы. Например, материалы следствия по делу Калиниченко составляют 740 томов, дело о рейдерских захватах - 550. Но хочу подчеркнуть: результативность нашей работы именно в делах экономической направленности оценивается не только внушительностью собранной доказательной базы. Очень важно разыскать похищенное и сокрытое имущество, чтобы суд мог удовлетворить иски потерпевших.

    Значительная часть перечисленных вами дел, что называется, "с бородой". Преступления совершались пять, а то и более лет назад, а суд только начался. Почему?

    Андрей Тараненко: Конец девяностых, нулевые - сложные были времена. Организаторы преступлений успевали скрыться за рубежом до ареста. Так, финансовая пирамида Калиниченко лопнула в августе 2006-го, и он сразу, еще до возбуждения уголовного дела, уехал за рубеж. Понятно, что в такой ситуации возникали препятствия, которые затягивали процесс правосудия. При помощи Интерпола Калиниченко нашли и задержали в 2009 году в Италии. Но по решению итальянского суда отправили не в тюрьму, а под домашний арест. И пока решался вопрос о его выдаче России, Калиниченко снова скрылся - сбежал в Марокко. Только после подписания специального международного документа о его выдаче в мае 2011года его экстрадировали в РФ. Конечно, назвать человека преступником можно только после вступления в силу приговора суда.

    Как известно, Калиниченко большую часть имущества перевел за рубеж, в Италию. Реально ли вернуть эти средства?

    Андрей Тараненко: Нам удалось получить данные о его зарубежных банковских счетах, которых более десятка, о недвижимости в Европе (вилле, особняке стоимостью около 1,5 миллиона евро и других объектах) и двух дорогих автомобилях. Процедуры получения правовой помощи на территории зарубежных государств очень длительные. Когда следователь получил ответ на ходатайство об арестах банковских счетов Калиниченко, они были уже пусты.

    К сожалению, международная практика экстрадиции имущества еще не урегулирована. С момента перевода денег в зарубежные банки полномочия российских правоохранительных органов и судов заканчиваются, денежные средства попадают в режим юрисдикции другого государства. Международные конвенции допускают, но не обязывают государства возвращать похищенное имущество и деньги - даже при выдаче самого обвиняемого. Делать какие-либо напоминания и спорить с принятыми решениями международное право просто запрещает.

    Сложностей очень много. Например, в Италии привлечены к ответственности за оказание Калиниченко помощи в легализации денег несколько граждан этой страны, в том числе адвокат и риелтор. По местным законам легализованное имущество подлежит конфискации в доход итальянского (а не российского) государства. И, судя по длительному молчанию итальянской стороны, ходатайства следователя об арестах и выдаче имущества и денег, вывезенных Калиниченко, не удовлетворены.

    Упомянутое вами дело "черных рейдеров" тоже имеет иностранную специфику?

    Андрей Тараненко: Да, организатор рейдерских захватов Владислав Костарев, по нашим сведениям, скрывается на территории другого государства. Суд сейчас рассматривает уголовные дела в отношении его соучастников - это высококвалифицированные юристы, которые помогали осуществлять захваты предприятий. Самому Костареву удалось исчезнуть еще до того, как начались аресты. Появлялась информация, что он жил на территории Объединенных Арабских Эмиратов: это государство не является членом Интерпола и не подписало конвенции о выдаче преступников. Костарев пытался имитировать свою смерть, но мы считаем, что он жив и живет на похищенные средства. Поэтому по решению суда он заочно арестован и находится в международном розыске. Уголовное дело выделено в отдельное производство и временно приостановлено - в этом случае сроки давности не действуют. Как только Костарева обнаружат, он будет арестован и выдан России для привлечения к уголовной ответственности. Рано или поздно, я уверен, это произойдет.

    Одно из громких дел 2012 года - обнаружение в Курганской области предприятий, выпускавших контрафактную продукцию для железнодорожных вагонов под маркой известного среднеуральского завода. Как идет расследование?

    Андрей Тараненко: Мы установили, что контрафакт - детали для железнодорожных вагонов - изготавливался в промышленных масштабах. Качество изделий было очень низкое, вместо стали использовался чугун, очень хрупкий материал. Эти изделия по поддельным документам, выдавая за пользующуюся большим спросом продукцию нижнетагильского предприятия, поставляли на заводы, изготавливающие вагоны. Представляете, насколько опасен был оснащенный такими деталями транспорт?

    По нашей инициативе совместно с органами железнодорожного надзора проведена масштабная проверка. Выявлено большое количество вагонов, при изготовлении которых использовались контрафактные детали. Это грузовые вагоны, и, к счастью, аварии, спровоцированные низким качеством деталей, не повлекли человеческих жертв. Сейчас все эти вагоны демонтированы.

    (По данным Ространснадзора, установлено местонахождение как минимум 450 поддельных тяговых хомутов для вагонов, выпущенных с июня по декабрь 2011 года. Эти опасные для эксплуатации детали были поставлены предприятию, находящемуся в Мордовии. - Авт.)

    Оценить нанесенный ущерб уже можно?

    Андрей Тараненко: О сумме ущерба говорить рано, она пока увеличивается. Могу только сказать, что ряд небольших заводов-изготовителей, ставших жертвами мошенников, сейчас на грани банкротства. Только одно из предприятий использовало порядка 900 контрафактных деталей. Потребители их продукции вернули вагоны, предъявили претензии и потребовали возврата средств.

    Сейчас опасность попадания контрафактных деталей в эксплуатацию устранена, но условия для такого рода злоупотреблений остались. Я думаю, что результатом нашего расследования станет не просто изобличение отдельной группы, а серьезные выводы об усилении ведомственного надзора за качеством деталей, используемых при изготовлении подвижного состава.

    Поделиться