06.09.2012 14:11
    Поделиться

    Башкирский хореограф издал 700-страничный фолиант о себе

    Знаменитый башкирский танцовщик и хореограф Хашим Мустаев презентовал сегодня в Уфе альбом воспоминаний "Далекое и близкое".

    700-страничный фолиант получился не столько рассказом о его жизни и творчестве, сколько историей целой эпохи советского, российского, башкирского танца, в которой царили Рудольф Нуреев, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Махмуд Эсамбаев, основоположник профессионального танцевального искусства Башкортостана Файзи Гаскаров и многие другие деятели искусства, ставшие легендами еще при жизни.

    94-летнему танцовщику, до сих пор работающему балетместером-постановщиком в Государственном академическом ансамбле танца РБ имени Файзи Гаскарова, а до этого много лет руководившего этим коллективом, есть чем поделиться с современниками.

    Кстати, это не первая его книга. Сначала Хашим Фатыхович написал роман "Шонкар" - о любви башкирского юноши и русской девушки. Первоначально он задумывался как либретто к балету, которое ему заказал выдающийся композитор Загир Исмагилов. Однако балет не состоялся, а материал "искал выхода". Говорят, по роману даже собираются снять телевизионный сериал.

    Как говорит Хашим Фатыхович, на написание книги "Далекое и близкое" его благословил народный поэт Башкортостана Мустай Карим.

    - Он читал рукопись. Очень жаль, что не дожил до ее издания, - поделился своей болью автор.

    Как заметила на презентации книги дочь поэта Альфия Каримова, отец был очень благодарен Хашиму Мустаеву за работу над спектаклем "Долгое-долгое детство" в качестве балетмейстера-постановщика.

    - Значительная доля успеха этого спектакля связана с хореографией. Она была потрясающей! Благодаря вам актеры по-другому стали двигаться на сцене, - отметила она.

    Биография Хашима Мустаева - сама как увлекательный роман. Мальчик, который постигал музыку и драматическое искусство, а затем и танец в Уфе, дерзнул отправиться в Ленинград на учебу к выдающимся педагогам. По окончании Вагановского хореографического училища, где его однокашником был Юрий Григорович, 20 лет протанцевал на сцене знаменитого Кировского (Мариинского) театра. Затем вернулся в Уфу, чтобы возглавить ансамбль танца, для которого в лучших профессиональных традициях поставил немало танцев.

    Хашима Мустаева в числе других артистов в разгар войны отозвали с фронта для постановки первого башкирского балета "Журавлиная песнь". Это был тот самый спектакль, после просмотра которого балетом "заболел" Рудольф Нуреев. Позже они работали в одной труппе, но после знаменитого Нуреевского "прыжка на Запад" артисты больше не виделись.

    А вот дружба с Григоровичем продолжается до сих пор. И не только личная, но и творческая: когда Григорович в 1993 году ставил в Уфе балет "Тщетная предосторожность", на роль Марцелины он пригласил Хашима Мустаева. И тот блестяще с ней справился, несмотря на свои 75 лет.

    В книге собраны поистине уникальные факты, которые могли просто кануть в вечность, если бы не цепкая память танцовщика. Он бережно сохранял и артефакты - фотографии начала XX века, отражающие историю Уфы, своей семьи, афиши спектаклей, в которых танцевал, снимки коллег и друзей, оставивших яркий след не только в его жизни, но и в истории искусства. Все, с кем общается Хашим Мустаев, а это широкий круг людей, говорят, что он - кладезь знаний.

    - Одного часа беседы с ним мне хватало для проведения четырех лекций. Половину того, что я знаю об Уфе, я почерпнула от Хашима Фатыховича, - признается профессор Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова Фардуна Касимова.

    Недаром отрывки из новой книги уже перепечатывает литературно-художественный журнал "Бельские просторы", а "Учитель Башкортостана" готов рекомендовать ее как пособие для изучения истории Уфы и культуры республики.

    Поделиться