06.09.2012 09:37
    Поделиться

    Новый фильм Белоккио "Спящая красавица" основан на реальной трагедии

    Фильм Марко Белоккио "Спящая красавица" основан на реальной истории Элюаны Энгларо, которая в возрасте 22 лет после автомобильной аварии впала в кому и пребывала в вегетативном состоянии семнадцать лет. Инцидент стал причиной общественных волнений: все семнадцать лет Италия была охвачена стычками сторонников эвтаназии, требующими прекратить унизительные страдания женщины, и яростных адептов теории "Бог дал жизнь, и только он решает, даровать ли смерть". Шли нескончаемые дискуссии в парламенте, премьер Сильвио Берлускони оптимистично заявлял, что Элюана вполне еще сможет родить сына, вокруг бытовой трагедии схлестывались политические интересы, и даже смерть Элюаны в 2009 году стала поводом для очередной бури: противники эвтаназии кричали, что "спящую красавицу" убили.

    Белоккио увидел в этой истории сюжет, где выбрать свою позицию немыслимо трудно. Он попытался сделать фильм объективистский, лишь фиксирующий разлад мнений, - фильм о том, что существуют вопросы, на которые нет ответа. Попутно возник срез политического спектра общества - с битвой коррупционных интересов, когда из соображений партийной дисциплины люди идут на сделку с собственной совестью, с беспрерывным давлением церкви, где гуманные постулаты легко обращаются в бесчеловечность и жестокость.

    Работая над сценарием, режиссер ввел новые сюжетные линии. Возникла параллельная история с известной французской актрисой (Изабель Юппер), горюющей у постели впавшей в кому дочери Розы, и с ее сыном, готовым во имя материнской карьеры отключить аппарат искусственного дыхания. С любовью нового "Ромео" к новой "Джульетте" с другой стороны баррикад, - любовью пылкой, но заранее обреченной. С чудесным пробуждением Розы и самоотверженностью молодого врача, спасшего ее от попытки самоубийства. Драматург Белоккьо сделал все, чтобы насытить и без того драматичный рассказ новыми душераздирающими ситуациями - и перегрузил кораблик: густой концентрат слишком тесно переплетенных сюжетных линий сделал всю конструкцию искусственной, лишил ее воздуха и ощущения спонтанности.

    В картине собрана сильная актерская команда. Уже во втором конкурсном фильме появился Тони Сервилло в роли депутата Юлиано Беффарди, вынужденного идти против совести, - драматическая роль контрастирует с эксцентриадой в недавней комедии "Он был сыном" и демонстрирует впечатляющую палитру актера, который популярен в Италии, но практически не известен в России. Режиссер использует много документальной хроники, связанной с парламентскими дебатами и доведенными до точки кипения толпами. Но сверхплотность сюжетного раствора оставляет ощущение, что одна половина Италии заполнена людьми, впавшими в вегетативное состояние, а другая занята исключительно битвами за их судьбу.

    Фильм автора "Кулаков в кармане" ожидали с интересом и надеждами, но нестройные аплодисменты в зале заглушались недовольным гулом.

    Поделиться