Проблему, с которой столкнулись сельчане, поднял в своем блоге министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин. "Вчера арестовали КАМАЗы птицефабрик. Птица осталась без корма", - написал чиновник.
- В прошлом году по программе модернизации парка сельхозпроизводители приобрели в лизинг 50 большегрузных автомобилей. Но обновление вышло им боком. Из рабочего поселка Кузоватово, где расположен комбикормовый завод, на КАМАЗах должны были развозить корма для трех птицефабрик, расположенных в разных районах области. Но выяснилось, что грузовики не проходят под разрешенную нагрузку на ось. Пострадали не только птицефабрики - на большегрузах возят также зерно в "Хлебпром", перевозят сахарную свеклу, - рассказал корреспонденту "РГ" министр.
Для КАМАЗов, согласно "Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации", максимально допустимая нагрузка - восемь тонн на ось. "А в соответствии с постановлением правительства РФ от 15.04.2011 №272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", это уже семь тонн на ось. Наверное, при создании указанных выше актов преследовались исключительно благие цели. Однако, в соответствии с установленным ими порядком, все выпускаемые КАМАЗы (или иные аналогичные грузовые автомобили) могут перемещаться по автодорогам только пустыми, - уточняет в своем блоге Чепухин, - Выходит, что КАМАЗ, минимальная грузоподъемность которого сегодня составляет 14 тонн, не может даже выехать с грузом за ворота хозяйства".
Если же это будет сделано, водителю, согласно КоАП, грозит штраф от двух до двух с половиной тысяч рублей либо лишение права управления транспортными средствами. Наказание для должностных лиц, ответственных за перевозку, - штраф от 15 до 20 тысяч рублей; для юридических лиц - от 400 до 500 тысяч рублей. Причем штрафы одинакового размера, как для гигантского предприятия, так и для крошечного крестьянского фермерского хозяйства.
Перевозка грузов сверх положенного лимита все же возможна - но при получении в установленном порядке специальных разрешений. И здесь есть две проблемы. Первая - то, что каких-то укороченных сроков для рассмотрения заявлений от крестьян не предусмотрено. Иной раз потеря десяти часов рабочего времени оборачивается для крестьянина угрозой потери всего урожая Но самое главное - за перегруз нужно платить.
- Один рейс полностью загруженного КАМАЗа в этом случае обойдется в 22 тысячи рублей. Это большие деньги, - считает министр.
График работы сельчан уже сломан: во вторник КАМАЗы, груженные по 38 тонн, отправились с левого берега Волги на станцию Охотничью, где расположено хранилище регионального фонда зерна. У моста через реку большегрузы завернули - не прошли по нагрузке на ось.
Загружать автомобили наполовину накладно. Особенно если учитывать, что в нынешнем году ульяновские аграрии похвастаться рекордными урожаями не смогут. В десяти районах Ульяновской области из-за засухи до 1 октября ввели режим чрезвычайной ситуации регионального уровня.
- Птицефабрики недобрали в общей сложности 41 тысячу тонн кормов. Так что возить туда комбикорм нужно будет всю зиму. Если же транспортировать на КАМАЗах по 10 тонн, куриные яйца, произведенные в регионе, в буквальном смысле станут "золотыми", - считает Чепухин.
Выход, по мнению министра, один - найти компромисс с региональными дорожниками и ГИБДД, раздать на пункты весового контроля списки машин, перевозящих корма, зерно и свеклу - чтобы их пропускали. Так, например, поступили в Мордовии и Татарстане. Получается, что местным властям придется поставить на разные чаши весов продовольственную безопасность и состояние дорог, которые во многих районах Ульяновской области и без дополнительной нагрузки оставляют желать лучшего.
"Зачем государству создавать автомобили повышенной грузоподъемности, которые не могут эти грузы перевозить? Или зачем такие дороги, по которым нельзя перемещать грузы? В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом президента РФ от 30.01.2010, говорится об определяющей роли сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности государства. Президент указал на необходимость оптимизации межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве. Однако реальная практика показывает, что иной раз фермер не имеет права ездить по своему собственному участку, если через него проходят муниципальные или межрегиональные трассы", - резюмирует Чепухин.