03.09.2012 23:44
    Поделиться

    ФАС: Нужно установить единые принципы функционирования сотового рынка

    Сотовых операторов загоняют в канализацию
    Правительство поручило доработать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования рынка связи, представленные рабочей группой, в которую вошли представители минкомсвязи, минэкономразвития и Федеральной службы по тарифам, а также представители всех крупных операторов связи и различные ассоциации.

    Дмитрий Рутенберг, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России

    - В чем суть предложений?

    Дмитрий Рутенберг: Цель преследовалась такая: оценить возможность перехода рынка связи из состояния естественной монополии в конкурентное с введением принципа технологической нейтральности регулирования.

    В условиях, когда операторы предоставляют весьма широкий спектр услуг связи с использованием одной сети связи, а также развития технологий телекоммуникаций и учитывая, что услуги фиксированной телефонной связи могут быть заменены услугами сотовой связи, необходимо установить единые принципы функционирования участников рынка, исключающие дискриминацию технологий на одном рынке услуг телефонной связи.

    Сейчас отраслевое регулирование имеет технологичную направленность - на разные услуги связи распространяются разные подходы. Мы говорим о технологически нейтральном регулировании, и к рынку услуг подвижной радиотелефонной связи, и к рынку услуг фиксированной телефонной связи во многих случаях требуется применять одинаковое регулирование.

    - Обсуждали подходы?

    Дмитрий Рутенберг: Да, какие изменения можно внести в нормативные акты для дальнейшего развития конкуренции на рынке услуг связи и сближения нормативного регулирования различных сегментов этого рынка.

    - Для потребителей этой услуги главное - снижение тарифов.

    Дмитрий Рутенберг: Конечно. Обратите внимание, рынок сотовой связи последнее десятилетие развивался очень активно, он показал, что именно конкуренция является основным двигателем снижения цены. Мы видим, что цены на услуги сотовой связи за этот период снизились в десять раз, а проникновение этих услуг выросло в 50 раз. А тарифы на стационарную связь постоянно растут. Кроме того, надо учитывать, что при подключении стационарного телефона существует плата, которая составляет несколько тысяч рублей. В сотовой единственная затрата на подключение - покупка аппарата.

    - Из-за этого потребители отказываются от стационарной связи в пользу мобильной?

    Дмитрий Рутенберг: Мы проводили анализ рынка, оценивали динамику абонентской базы по разным видам связи. Статистика по сотовой связи демонстрирует постоянный рост, а по стационарной связи в последние годы рост или отсутствует, либо идет незначительное снижение.

    Есть некоторые исключения по отдельным регионам, например, Северо-Кавказский федеральный округ. Но по стране идет явное снижение желающих поговорить по фиксированному телефону, "Ростелеком" фиксирует отток абонентов.

    - У сотовых операторов есть особенность: звонки с мобильного на стационарные телефоны - не самые дешевые.

    Дмитрий Рутенберг: Есть такой момент: разница в звонках на сотовый и стационарный телефоны. С одной стороны, это можно объяснить маркетинговой политикой самих операторов. Но при этом мы помним, что и у фиксированных телефонов звонки на сотовый своего региона отличаются от обычных. Рубль 58 копеек - звонок с фиксированного на сотовый телефон в Москве. Звонок с сотового на фиксированный тоже отличается по цене. Это имеет и экономическое обоснование. Эта проблема находится в поле зрения антимонопольных органов. Мы пытаемся найти пути для решения этих вопросов.

    Проведенный анализ также подтвердил наличие "межвидовой" конкуренции на рынке связи. Такой вывод может являться основанием для рассмотрения вопроса о переходе рынка услуг общедоступной электросвязи из состояния естественной монополии в состояние конкуренции и, как следствие, прекращения ценового регулирования услуг фиксированной телефонной связи.

    При этом, понимая всю важность такого решения, мы предлагаем начать с выбора регионов, где очень сильна конкуренция между фиксированной и сотовой связью для проведения "пилотных" проектов по дерегулированию услуг общедоступной телефонной связи.

    Что касается универсальной услуги связи, хотелось бы остановиться на изменении самого механизма универсального обслуживания. Мы считаем, что эта мера, в первую очередь, направлена на защиту интересов пользователей услугами связи.

    - Какие предложения по этому вопросу?

    Дмитрий Рутенберг: Предложения ФАС, рабочей группы таковы. Во-первых, надо оторваться от технологии. Не говорить "таксофон фиксированной связи". Универсальная услуга связи может быть оказана с использованием любой технологии, это может быть радиотехнология, использование спутниковой связи. И услугу надо персонифицировать, в мировой практике именно так все и выглядит. Телефон должен быть не один на радиусе от трех до пяти километров, а у каждого свой. И не такая это уже и новация, вопрос давно обсуждается и операторами связи, ему много внимания уделяет комиссия по связи РСПП.

    - Вам не кажется, что все это идет очень медленно? Когда будет прорыв? Неужели мировой опыт не подсказывает путей быстрого решения этой проблемы?

    Дмитрий Рутенберг: Быстро эта проблема не решалась нигде. Мы всего шесть лет назад законодательно разрешили конкуренцию на рынке услуг дальней связи. Это разрешение привело к появлению большого количества новых операторов. Появились универсальные операторы, они предоставляют практически полный спектр услуг электросвязи.

    Хотелось бы, чтобы дальше развитие шло быстрее. Сейчас новое руководство министерства связи заявляет, что готово корректировать закон о связи, другие документы отрасли, и это является позитивным сигналом не только для нас как антимонопольного ведомства, но и для всего рынка потребителей. С точки зрения потребителей очень важно одно из последних заявлений министра связи об отмене внутрисетевого роуминга, о внедрении переносимости номера. Надеюсь, что сейчас дело сдвинется с мертвой точки и все пойдет гораздо быстрее, потому что наработки уже есть.

    - Есть еще одна проблема. Во многих регионах местные власти требуют убрать с улиц подвесные кабели связи. Предлагают перенести в подземную канализацию...

    Дмитрий Рутенберг: Последняя же, как правило, принадлежит традиционному оператору, в большинстве случаев Ростелекому, который в данных условиях вполне может поставить заградительный тариф, либо просто отказать в предоставлении возможности размещения там кабеля. И, конечно же, такие действия скажутся на рынке услуг, на наполнении, на количестве, на стоимости услуг связи. В этой ситуации надо принимать правила недискриминационного доступа и предоставлять возможность операторам, которых прогонят с подвесов, уходить под землю. Понятно, что там стоимость будет выше, но при этом будет возможность равного размещения всего оборудования линий связи.

    - Где связь загоняют под землю?

    Дмитрий Рутенберг: Мы располагаем информацией, что подобные действия предпринимаются уже в 36 регионах России. Мы уже рассмотрели два дела о нарушении антимонопольного законодательства по данному вопросу в центральном аппарате ФАС России в отношении администрации города Екатеринбурга и правительства Республики Татарстан. Предписали им внести изменения в свои акты, которые заставляли операторов связи убирать свои кабели под землю.

    Конечно, по всем 36 регионам дела в центральном аппарате ФАС мы возбуждать не будем. Поручим нашим территориальным управлениям рассмотреть подобные действия местных администраций. Мы не предлагаем полностью запретить региональным властям принимать решения по переносу кабелей. Но если кто-то принимает решение о переносе кабеля под землю, сначала он должен продумать вопрос о том, как это будет сделано: либо компенсировать оператору затраты на этот перенос, либо обеспечить возможность предоставить кабельную канализацию, создать условия для этого, чтобы перенос этого кабеля был наименее затратным.

    Поделиться