06.09.2012 23:04
    Поделиться

    Оливье Ассаяс показал в Венеции романтику революции

    На Венецианском фестивале быстро меняются фавориты
    69-й Венецианский фестиваль стремительно катится к финалу. Меняются фавориты конкурса, растет число претендентов на призы. И это в первую очередь французский фильм "Что-то в воздухе" Оливье Ассаяса.

    Картина укладывается в ряд ностальгических воспоминаний режиссеров о своей бурной революционной синефильской юности, где уже стали классикой нашумевшие "Мечтатели" Бертолуччи. Даже буклет к фильму выдержан в стиле старого пожелтевшего журнала: на обложке три сплетенных символа бурных 70-х - цветок, ружье и электрогитара. По словам Ассаяса, идея фильма засела в нем со времен "Холодной воды" - его ранней картины 1994 года, и с той поры его не отпускала.

    Действие развивается в 1971 году, когда Ассаясу едва исполнилось 16. На улицах Парижа бушуют "леваки": юные поклонники Мао до драки спорят об идеях Троцкого и Ленина, выходят на демонстрации в защиту арестованных студентов и расписывают стены домов лозунгами. Картина чуть ли не буквально, хотя и на современном технологическом уровне, повторяет кадры советских картин о конспиративных сходках, соратниках по борьбе, утекающих от полиции по переулкам и чердакам. Юный герой студент Жиль разрывается между политикой, любовью к девушке и любовью к кино, которое он к концу фильма сделает своим оружием. Полиция свирепствует, дубасит студентов, и главным плакатом, которым ребята оклеили весь город, стало газетное фото реального студента Ришара Дешайе (в него угодила дымовая шашка, он лишился глаза, лицо изуродовано).

    Атмосферу ностальгии дополняет музыка, популярная в те годы и ставшая для поколений символом времени: Soft Machine, Gong, Caravan, записи Дэвида Аллена...

    Очень личный, пронизанный нежностью фильм Ассаяса по журналистским рейтингам, публикуемым в журнале Venews, вышел на первое место, потеснив вчерашнего лидера - фильм Пола Томаса Андерсона "Мастер".

    Очень личный фильм Ассаяса нашел у фестивальной публики теплый прием.

    В остальном Мостра по-прежнему демонстрирует дефицит новых идей. Такеси Китано вернулся не только к жанру якудзы, но и к материалу фильма 2009 года "Беспредел", вновь сыграв якудзу Отомо в сиквеле "Беспредел-2". Сам Китано считает себя создателем "третьего" вида жанра. В первых двух - противостояние "хороших" полицейских и "плохих" бандюг, или бандюг и коррумпированных копов. Китано предлагает вариант, когда "хороший" легко может стать "плохим", и наоборот. Его героя Отомо копы привлекают для очередной операции против всевластной якудзы, и Китано интересно показать процесс с обеих точек зрения.

    В какой-то степени прием отвечает новому времени, где цинизмом и равнодушием заражены практически все - отстраненный, безоценочный взгляд режиссера кажется современным. Но при этом его кино лишается львиной доли былого темперамента, эмоциональности и сочувствия, оно выглядит теперь холодным и вторичным. В фильме совсем нет персонажей, которым хочется соболезновать, Китано отключил свое фирменное обаяние. Зритель смотрит картину вяло, в ужасе закрывая глаза лишь в запредельных по натурализму сценах, подобных той, где в живого человека ввинчивают сверло (хотя и такое уже было в "Антихристе" Ларса фон Триера). Опасаясь быть банальным, Китано пришел к банальностям, слегка приправив их по-прежнему отточенным мастерством. В критическом рейтинге фильм получил низкий балл, разделив с "Суперзвездой" последнее место.

    Зато триллер "Пьета" - 18-й фильм южнокорейского режиссера Ким Ки-Дука - снискал продолжительные аплодисменты даже несмотря на то, что по натурализму жестоких сцен с перемалыванием живых людей превзошел "Беспредел": в нем есть острое сочувствие к жертвам жестокости. Это история о том, как ростовщик Кан До (Джун-Джинь Ли) любой ценой выбивает деньги из задолжавших рабочих, которые и без того едва сводят концы с концами. Вернувшись к стилистике жестокого "Острова", Ким Ки-Дук возвращается к социальной тематике, помещая действие в бедные рабочие кварталы Сеула. Он даже прибегает к откровенно мелодраматическим ситуациям: рабочий готов отдать в оплату долга обе руки, попросив разрешения напоследок сыграть на любимой гитаре... Актриса Хо Мин-Соо в роли загадочной женщины, которая заявила, что безжалостный Кан До - ее сын, даже умудрилась ненадолго смягчить его сердце. Автор фильма утверждает, что источником вдохновения для него был образ мраморной святой Марии, прижимающей к груди мертвого Христа - знаменитой статуи "Пьета" Микеланджело (отсюда название фильма).

    Картина мгновенно взлетела в верхние строчки рейтинга, заняв третье место. Ее считают верной претенденткой на Золотого льва, а Хо Мин-Соо прочат Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.

    Поделиться