31.08.2012 12:32
    Поделиться

    В Перми художники переосмыслили библейские образы

    Выставка в Музее современного искусства PERMM Icons (Айконс), посвященная осмыслению иконописи современными художниками, будет работать в Перми до 21 октября.

    Вероятно, еще никогда поклонники современного искусства в Перми - и дерзкие юноши с серьгой в ухе, и почтенные граждане с ридикюлями - не вглядывались в экспонаты так внимательно. Смотрели справа, слева, издалека. Ходили кругами, склонив головы на бок. Едва не пробовали на зуб. Искали скабрезности.

    Ведь именно эта выставка Марата Гельмана "оскандалилась" в Краснодаре, и пермская публика тоже ждала острого эпатажа. Но всего один раз показалась на картине обнаженная женская грудь - и все! Еще щека святого Бориса немного испачкана краской.

    - У искусства и у верующих есть общее наследие, - говорит директор музея PERMM Марат Гельман. - На канонических иконах обычно мы видим только лики святых, а здесь, в музее, можно обратить внимание на красоту икон. С одной стороны художники - дерзкие, но с другой, их работы составили очень корректную выставку. Надеюсь, она поможет запустить диалог между церковью, художниками и обществом.

    Около трети работ, представленных на выставке Icons, пермяки уже оценивали. Видели "Евангельский проект" Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Видели "Хлеба" Николая Осмоловского. Видели, наконец, "Троицу" - объемную скульптуру с прожилками древесных колец на ангельских лицах святых - ижевского художника Анфима Ханыкова. Поэтому, по словам Марата Гельмана, в Перми изначально и не планировалось открывать Icons. Однако, музей должен выполнять свои обязательства и представлять зрителям выставки из собственных коллекций. Часть работ на "иконописную" тему принадлежат PERMM, поэтому и решили показать здешним зрителям эту выставку.

    Работы художников (фотографии, фотоколлажи, картины, деревянные скульптуры и сварные металлоконструкции), собранные на выставке Icons, создавались в разные десятилетия, начиная с конца 1980-х, в 1990-е, и, конечно, в 2000-е. Кто-то из авторов с иконой спорит - наполняя принципиальную плоскость изображения объемом скульптуры, кто-то иконе вторит - создавая по ее образу даже суприматические композиции. Современное искусство трансформирует, дробит религиозные символы и примеряет библейские истории на людей с синдромом Дауна - с нежностью и с вызовом.

    Всю историю христианства отношение общества к сакральным иконописным образам эволюционировало, но интерес к религиозной живописи не угасал никогда. Сюжеты древних иконописцев становились и становятся источником вдохновения художников. Переосмысленные библейские образы - это зеркальные слепки разных эпох, и выставка Icons составляет очередной культурный оттиск рубежа XX -XXI веков. Но за размашистыми мазками современных художников древние иконы совсем не тускнеют. Скорее, наоборот, являют нам новые смыслы, побуждают к анализу и раздумьям. Как считает Марат Гельман, выставка Icons помогает выстроить тот самый диалог, причем, "не на повышенных тонах".

    Поделиться