27.08.2012 23:20
    Поделиться

    На Зальцбургском оперном фестивале музыка Моцарта зазвучала по-новому

    Ни один сезон Зальцбургского фестиваля не обходится без Моцарта
    В этом году новый интендант Александр Перейра предложил оригинальное развитие моцартовского сюжета: на трех сценах Фестшпиля поставили два варианта "Волшебной флейты" и ее сиквел "Лабиринт, или Борьба с элементами".

    В аутентичном и одновременно радикальном музыкальном формате предстала партитура "Волшебной флейты" под руководством Николауса Арнонкура. Патриарх "исторически информированного" исполнительского движения вернулся на Зальцбургский фестиваль, с которым не сотрудничал уже несколько лет. Вернулся не с Венскими филармониками, а со своим "аутентичным" коллективом Concentus Musicus Wien.

    В результате партитура "Волшебной флейты" впервые зазвучала на фестивале на инструментах моцартовской эпохи и в том текстовом варианте, который, по мнению маэстро, изучившего в деталях автографы Моцарта, максимально соответствует замыслу Моцарта. Хотя, как заметил, маэстро: "Это музыка, в которой вы никогда не сможете сказать последнее слово, как невозможно догадаться, о чем эта опера на самом деле". И надо заметить, что новая постановка "Флейты" на сцене Felsenreitschule (Школы верховой езды) словно проиллюстрировала этот тезис, представив конфликтное столкновение тонкой, серьезной работы Concentus Musicus Wien - с новыми темповыми и динамическими решениями, с "медленным" развертыванием мельчайших деталей партитуры, и брутальной режиссурой Йенса-Даниэля Херцога, переместившего место действия в интернат лицея, уклад которого принудительно структурировался Зарастро, включая телесные наказания учащихся Храма Света.

    Как ни парадоксально, но более внятный спектакль - не мудрствующий, и от того более близкий к очаровывающей природе моцартовской музыки, представили в зале Университета (Grosse Universitatsaula) для детской аудитории. Режиссер Ульрих Петер прочитал "Волшебную флейту" как сказку и одновременно актуальную историю про жизнерадостного и неунывающего Папагено (Филипп Шпигель), который, проходя через все испытания, получает в награду счастье. Причем купированная до часового формата, эта совместная продукция Цюрихской оперы с солистами Зальцбургской молодежной программы (в партии Царицы ночи - Ольга Пудова), не выглядела "дешевой" адаптацией партитуры.

    Спектакль артикулировал главные моцартовские "ценности": экзистенцию музыки, радости творчества, любви. Мимы с птичьими головами, переворачивающие гигантские страницы живописной книги-раскладушки, принцесса Памина, смахивающая на австрийскую любимицу Сиси, азартно кувыркающаяся красотка Папагена, чудеса, творящиеся на сцене от звуков колокольчиков и флейт, - каждая наивная деталь этого спектакля на самом деле серьезно прорабатывала морально-философскую модель моцартовской "Флейты". Эта модель стала в свое время основой сиквела - "Лабиринт, или Борьба с элементами", написанного немецким композитором Петером фон Винтером спустя семь лет после смерти Моцарта. Надо заметить, что таинственные и непознанные до конца смыслы, заложенные Моцартом в предсмертной в "Волшебной флейте", многих провоцировали на дальнейшую интерпретацию ее сюжета, включая Гете, находившего во "Флейте" параллели со второй частью "Фауста".

    Однако факт, что либреттистом "Лабиринта" выступил Эммануэль Шикандер, работавший с Моцартом над "Флейтой", был решающим для сегодняшнего появления забытой партитуры в афише фестиваля (в этом году отмечается 200-летие со дня смерти Шикандера). Хотя, как оказалось, качество музыки "Лабиринта", вытянутое дирижером Ивором Болтоном и оркестром Моцартеума на пределе возможностей, вполне заурядное (что, естественно в соперничестве с Моцартом), способное вызвать лишь археологический интерес.

    Винтер обильно цитирует моцартовские темы, начиная увертюру с той же серии аккордов, которые звучат в первоисточнике, включает в ткань партитуры те же мотивы моцартовской флейты, колокольчиков, дублирует музыкальное развитие моцартовских арий. Соответственно и корпус персонажей перекочевывает из "Флейты" в "Лабиринт", где они подвергаются дальнейшим испытаниям, на род которых намекает название. Тамино и Памина, разлученные в свадебный день Царицей ночи и блуждающие по лабиринту, также, как и пара Папагено с Папагеной, разбитая Моностасом, искушаются чувственными соблазнами.

    Борьба света и тьмы, Зарастро и Царицы ночи переходит в формат войны. При этом развивается и сентиментальный слой сюжета: у Папагено обнаруживаются мать с отцом и 14 "пернатых" братьев и сестер. И всю эту сумятицу, растянутую на 3 часа, Шикандер обделывал в духе современного "блокбастера", в жанре которого, собственно, и возможно было вытянуть сегодня сценическую часть спектакля. Но, поставленный во дворе Rezidenhof (бывшая резиденция зальцбургского архиепископа) в духе праздничного массового шоу - с персонажами, вытягивающимися вдоль рампы в линейку, с воздушными шарами и светящимися электрическими лампочками задника, "Лабиринт" производит несколько глупое впечатление . Что не снижает сам факт благородного обращения к партитуре, вдохновленной Моцартом.

    Поделиться