Спустя год после принятия федерального закона "О такси" только 213 тысяч из полутра миллионов российских водителей обзавелись разрешениями на оказание таксомоторных услуг. Это значит, что 80 процентов платных перевозок в России осуществляются нелегально.
На съезде присутствовали представители Государственной Думы и министерства транспорта России, среди участников были россияне из 60 регионов и перевозчики из других стран - Украины, Казахстана и Австрии. Центральным пунктом в программе съезда стало обсуждение проекта концепции "Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения регионов Российской Федерации", разработкой которого занимается ассоциация "Национальный совет такси".
- В течение 20 лет государство фактически не участвовало в деятельности таксистов, закон №69 "О такси", принятый в 2011 году, стал первой и не совсем удачной попыткой отрегулировать этот рынок, - сказал на пленарном заседании первый заместитель председателя Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель правления ассоциации "Национальный совет такси" Вячеслав Лысаков. - Но после принятых в этом году поправок в закон количество выданных разрешений на частный извоз выросло практически в два раза. Затрудняют положение и местные власти - ряд регионов требует для разрешения какой-то немыслимый пакет документов и уже сегодня обязывает перевозчиков перекрашивать такси в определенные цвета, хотя по закону они имеют право требовать этого только с 1 января 2013 года. Словом, работы предстоит еще много. И проект концепции "Основ госполитики" мы будем прорабатывать, учитывая пожелания работников сферы перевозок из всех регионов. Пока рано говорить о конкретных сроках принятия этого документа.
Концепция предполагает совершенствование устаревшей нормативно-правовой базы деятельности такси на федеральном уровне, установление региональных стандартов обслуживания такси, создание "академии" для обучения профессиональных водителей
такси, внедрение безналичной оплаты проезда, разработку механизмов обновления подвижного состава.
- Сегодня в этой отрасли занято более миллиона автомобилей, и ежегодно требуется примерно 100 тысяч новых, так что их поставку можно было бы сделать централизваонной, используя опыт западных стран, - рассказал исполнительный директор "Национального совета такси" Станислав Швагерус. - НСТ мог бы заказывать полностью оборудованные под такси автомобили напрямую у производителя. Причем существующая в Германии система позволяет при такой схеме снизить стоимость их покупки на 20 процентов.
Анализируя работу 69-го закона в регионах, минтранспорта пришло к выводу, что 80 процентов перевозчиков в России - так называемые самозанятые водители, в одном лице объединяющие перевозчика, водителя и ИП, тогда как закон принимался в расчете на крупные таксопарки.
- Легальным извозчиком может быть и частник, если он регистрирует ИП и получает разрешение на свою машину. Средний размер таксопарка в России - 7,68 машины, - отметил в своем докладе заместитель председателя правления "Национального совета такси" Сергей Марценюк. - По нашим данным, к 1 сентября 2011 года, когда вступил в силу закон "О такси", только 44 региона из 80 приняли региональные законы о деятельности такси. А Ингушетия и Якутия не приняли их до сих пор. Всего на 20 августа 2012 года в России выдано 213 тысяч разрешений, из них 18 тысяч в Москве, 6 тысяч 200 - в Петербурге. По числу разрешений на тысячу жителей региона Москва находится на 30 месте, Петербург - в пятой дестяке, а на первом месте Калужская область. Следует отметить, что после принятия поправок в закон "О такси" количество выданных разрешений выросло почти на 100 тысяч.
По словам Вячеслава Лысакова, причина столь малого количества легальных таксистов в том, что "бомбить" в России по-прежнему выгоднее - частник не платит налогов и волен назначать любую цену за свои услуги. Кроме того, в стране не созданы условия для деятельности аккредитованных такси.
- Я был неприятно поражен, приехав в Петербург - первым, что я увидел на Московском вокзале, была ограниченная шлагбаумом частная парковка, из-за которой легальные такси не могли подъехать к вокзалу, - добавил Лысаков. - Сегодня штрафы за нарушение регламента работы для официальных таксистов достигают 50 тысяч рублей, а "бомбила" за отсутствие разрешения может быть оштрафован максимум на пять тысяч. Выходит, что "теневым" бизнесом в этой сфере заниматься выгоднее. До конца года мы разработаем в Госдуме поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие штраф за нелегальный извоз до 15-20 тысяч и в качестве максимального наказания устанавливающие конфискацию автомобиля у нарушителя.