23.08.2012 23:00
    Поделиться

    Законопроект о внесении изменений в УК РФ, УПК РФи и КоАП в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    Проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

    Статья 1

    Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1999, № 28, ст. 3491; 2003, № 50, ст. 4848; 2009, № 52, ст. 6453; 2011, № 11, ст. 1495; № 50, ст. 7362) следующие изменения:

    1) в статье 151:

    а) в абзаце первом части первой слова "спиртных напитков" заменить словами "алкогольной и спиртосодержащей продукции";

    б) в абзаце втором части третьей слова "на срок до шести лет" заменить словами "на срок от двух до шести лет";

    2) в статье 1711:

    а) в части первой:

    слова "марками акцизного сбора" заменить словами "акцизными марками";

    после слов "защищенными от подделок" дополнить словами "(за исключением продукции, указанной в части третьей настоящей статьи)";

    б) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

    "3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке федеральными специальными марками либо акцизными марками, совершенные в крупном размере, -

    наказываются штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

    4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

    а) организованной группой;

    б) в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.".

    Статья 2

    Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 13; 2006, № 28, ст. 2975, 2976; № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 24, ст. 2830, 2833; № 49, ст. 6033; № 50, ст. 6248; 2009, № 11, ст. 1267; № 44, ст. 5170; 2010, № 1, ст. 4; № 15, ст. 1756; № 21, ст. 2525; № 27, ст. 3431; № 31, ст. 4164; № 49, ст. 6412; 2011, № 1, ст. 16; № 15, ст. 2039; № 23, ст. 3259; № 30, ст. 4598, 4601, 4605; № 45, ст. 6334; № 50, ст. 7361, 7362; 2012, № 10, ст. 1162, 1166) следующие изменения:
    1) в пункте 1 части третьей статьи 150 слова "1711 частью первой" заменить словами "1711 частями первой и третьей";
    2) в пункте 3 части второй статьи 151 слова "1711 частью второй" заменить словами "1711 частями второй и четвертой".

    Статья 3

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434, № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 40, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 4; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3433, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 25, 29; № 7, ст. 840; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084;  № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 18, ст. 2145; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 33, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2714, 2715, 2725; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4290, 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 46, ст. 6406; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166) следующие изменения:

    1) во втором предложении абзаца первого части 1 статьи 3.12 после слов "общественной безопасности," дополнить словами "в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,";

    2) часть 1 статьи 4.5 после слов "на розничных рынках," дополнить словами "в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,";

    3) статью 6.10 изложить в следующей редакции:

    "Статья 6.10.    Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ

    1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, за исключение случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот  до трех тысяч рублей.

    2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.".

    4) в статье 14.16:

    а) наименование и часть 1 изложить в следующей редакции:

    "Статья 14.16.    Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.";

    б) в абзаце втором части 2 слова "от четырех тысяч до пяти тысяч рублей" заменить словами "от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей", слова "от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей" заменить словами "от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей";

    в) в абзаце втором части 3 слова "от трех тысяч до четырех тысяч рублей" заменить словами "от пяти тысяч до десяти тысяч рублей", слова "от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей" заменить словами "от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей";

    5) статью 14.17 изложить в следующей редакции:

    "Статья 14.17.    Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией, -
    влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

    2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, -
    влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

    3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -
    влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

    Примечание. В части 2 настоящей статьи под грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается:

    использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

    поставка этилового спирта (в том числе денатурата) организации, не  имеющей соответствующей лицензии, или без уведомления;

    поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующих лицензий;

    производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;

    производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи) без информации на этикетке об опасности для жизни или здоровья граждан использования этой продукции в пищевых целях;

    поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

    реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

    осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.";

    6) в абзаце втором статьи 14.18 слова "от четырех тысяч до пяти тысяч рублей" заменить словами "от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей", слова "от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции" заменить словами "от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток";

    7) в абзаце втором статьи 14.19 слова "от трех тысяч до четырех тысяч рублей" заменить словами "от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей", слова "от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей" заменить словами "от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей";

    8) в статье 15.12:

    а) в наименовании:

    слово "Выпуск" заменить словом "Производство";

    слова ", необходимой для осуществления налогового контроля," исключить;

    б) в абзаце первом части 1:

    слово "Выпуск" заменить словом "Производство";

    после слов "нанесение такой информации обязательны," дополнить словами "за исключением продукции, указанной в части 3 настоящей статьи,";

    в) абзац первый части 2 после слов "в целях сбыта" дополнить словами ", за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи,";

    г) дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

    "3. Производство алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

    4. Закупка, хранение, перевозка, поставка и розничная продажа алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.";

    9) статью 20.20 изложить в следующей редакции:

    "Статья 20.20.    Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах, а равно потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

    1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

    2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах -

    влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.";

    10) в абзаце втором статьи 20.21 слова "от ста до пятисот рублей" заменить словами "от пятисот до одной тысячи пятисот рублей";

    11) статью 20.22 изложить в следующей редакции:

    "Статья 20.22.    Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в общественных местах, а равно потребление (распитие) ими алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

    Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах, а равно потребление (распитие) ими алкогольной продукции в местах, запрещенных  федеральным законом, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -

    влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.";

    12) в статье 23.1:

    а) в части 1 слова "частями 1, 3 и 4 статьи 14.17," заменить словами "статей 14.17,";

    б) в абзаце третьем части 3 слова "частями 1, 3 и 4 статьи 14.17," заменить словами "статей 14.17,";

    13) часть 1 статьи 23.50:

    а) после слова "предусмотренных" дополнить словами "частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию),";

    б) слова "частью 2 статьи 14.17," исключить.

    14) в части 2 статьи 28.3:
     
    а) в пункте 1 слова "частями 1 - 3 статьи 14.16, частью 4 статьи 14.16 (в части розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе)," заменить словами "частями 1 и 2 статьи 14.16,";

    б) в пункте 64 слова "частями 1, 3 и 4 статьи 14.17," заменить словами "статьей 14.17,".

    Президент

    Российской Федерации

    Пояснительная записка

    Настоящий законопроект направлен на усиление уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции путем усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    В соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, одной из мер реализации указанной политики государства является усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний.

    С середины 1970-х годов началось существенное увеличение потребления алкогольной продукции. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 л. абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 г. оно возросло до 10 л, то есть в 1,8 раза. Однако, с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составлял около 18 л в год. Кроме того, с 1998 г. наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.

    Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 млн. человек и возникновения 4% болезней во всем мире ежегодно. В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тыс. человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тыс. человек в год. В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления - убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.

    Алкоголизм является одной из самих распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода. Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

    Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.

    По данным Роспотребнадзора в Российской Федерации более 28 млн. человек вовлечены в пьянство, из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Более того, из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое употребляют спиртные напитки. Пьющие дети сегодня - это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки, это обычные мальчики и девочки из благополучных семей. По данным Национальной алкогольной ассоциации на начало 2008 года официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей. Реально число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, намного больше официальной статистики. В последние годы их количество увеличивается. Этому во многом способствует вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и др.

    Законопроектом предлагается внести изменения в статью 151 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), уточнив редакцию данной нормы в части, касающейся установления уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление не только спиртных напитков, но и алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

    Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" спиртные напитки определяются как алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относящаяся к питьевому этиловому спирту и вину. Указанным законом к спиртным напиткам отнесена водка.
    Таким образом, понятие спиртных напитков, содержащееся в диспозиции части первой статьи 151 УК, не охватывает другие виды алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в связи с чем сужается возможность привлечения к уголовной ответственности виновных лиц. Употребление указанных напитков может нанести серьезный вред здоровью несовершеннолетнего.

    Кроме того, планируется установить нижний предел срока наказания в  виде лишения свободы от двух до шести лет за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление указанной продукции с применением насилия или с угрозой его применения.

    Федеральным законом от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отменены нижние пределы наказания в виде лишения свободы по значительному объему составов преступлений.

    Однако указанными Федеральными законами нижние пределы наказания не исключались из статей, которые включены в главу 20 (Преступления против семьи и несовершеннолетних) УК, куда входит и статья 151 УК.

    Также необходимо принять во внимание, что в рассматриваемую главу включена статья 150 УК, устанавливающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, санкции частей третьей и четвертой которой предусматривают нижние пределы наказаний в виде лишения свободы.

    При этом часть третья статьи 150 УК, как и часть третья статьи 151, в  качестве квалифицирующего признака состава преступления определяет совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения.

    Анализ иных статей Особенной части УК свидетельствует, что санкции отдельных из них также предусматривают нижние пределы наказаний в виде лишения свободы в случае совершения преступления в отношении несовершеннолетнего.

    Например, частью третьей статьи 340 УК установлена ответственность за вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией, совершенные организованной группой либо в отношении несовершеннолетнего.

    Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    Кроме того, вопросы совершенствования уголовного законодательства в сфере противодействия вовлечению несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции были предметом обсуждения 30 мая 2011 г. на заседании президиума Госсовета и Комиссии по национальным проектам, посвященном детскому здравоохранению, и были поддержаны главой государства.
    Введение нижнего предела срока наказания в виде лишения свободы по статье 151 УК является актуальным также в связи с тем, что исходя из имеющейся судебной практики срок наказания в виде лишения свободы за совершение данного преступления составляет, в основном, менее двух лет.

    Так, в 2011 г. было осуждено к лишению свободы 23 человека, из них мера наказания в виде лишения свободы со сроком до двух лет была применена к 18 из них.

    Помимо этого, с каждым годом растет число детей, ушедших из дома и социозащитных учреждений. В 2011 г. их количество составило около 50 тыс. человек, по состоянию на 1 января 2012 г. в розыске оставалось 2 393 несовершеннолетних. Будучи безнадзорными, такие дети чаще становятся жертвами преступлений, многие вовлекаются в занятия попрошайничеством, а также проституцию. В этой связи также представляется актуальным усиление ответственности за вовлечение несовершеннолетних в занятие бродяжничеством и попрошайничеством.

    Также законопроектом предлагается дополнить статью  1711 УК (Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции) специальным составом преступления, связанным с производством и оборотом немаркированной алкогольной продукции. В связи с более высокой степенью общественной опасности деяний, совершаемых в сфере производства, приобретения, хранения, перевозки или продажи алкогольной продукции, по сравнению с другими видами продукции, подлежащими маркировке, необходимо предусмотреть повышенную ответственность за такие деяния, выделив их в отдельный специальный состав.

    Структура законопроекта также предусматривает внесение изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения форм предварительного расследования и подследственности по указанным статьям УК.

    Кроме того, настоящий законопроект направлен на усиление административной ответственности при совершении правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на совершенствование применения мер административной ответственности за правонарушения в данной сфере.

    Законопроектом предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции путем внесения изменений в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
    По данной категории дел в целях установления признаков состава административного правонарушения, фиксации доказательств зачастую требуется проведение экспертиз, подтверждений правообладателей, пребывающих в ряде случаев на территории других субъектов Российской Федерации, что затрудняет привлечение правонарушителей к административной ответственности в установленный двухмесячный срок.

    Особенность указанных административных правонарушений состоит в том, что в момент их выявления, протокол об административном правонарушении не составляется в связи с отсутствием субъекта, подлежащего привлечению к административной ответственности. Так, например, в момент выявления административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП как правило, присутствует только продавец, который субъектом указанного правонарушения не является. В данном случае возникает необходимость вызова представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, что часто требует дополнительного времени.

    Кроме того, проводимая в настоящее время политика государства предусматривает ограничение мер административного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности со стороны правоохранительных и контролирующих органов. В частности, были приняты федеральные законы от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности", от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", направленные на уменьшение избыточного государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Данное обстоятельство также влечет увеличение временных затрат для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

    При наличии короткого срока давности привлечения к административной ответственности правонарушители имеют возможность уходить от ответственности, что не способствует снижению числа административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Также законопроектом изложена в новой редакции статья 14.17 КоАП, предусматривающая административную ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
    Законопроектом вводятся новые положения в отношении применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности за совершение правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 в редакции законопроекта) и статьей 14.18 КоАП.
    Введение указанных мер обусловлено высокой степенью общественной опасности деяний, предусмотренных указанными нормами.

    С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", статьи 20.20 и 20.22 КоАП изложены в новой редакции.

    По данным ГИАЦ МВД России наблюдается рост числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2009 г. в состоянии алкогольного опьянения совершалось каждое восьмое преступление, в 2010 г. - каждое шестое, в 2011 г. - каждое пятое. В 2009 г. выявлено 214 371 преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в 2010 г. - 237 283 (+ 10,7% к АППГ), в том числе несовершеннолетними - 7 255, в 2011 г. - 263 294 (+ 11,0% к АППГ), несовершеннолетними - 7 247, в первом полугодии 2012 г. - 152 836 (+ 16,9% к АППГ), несовершеннолетними - 3 916.
    Также наблюдается рост правонарушений, совершаемых при продаже этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, в 2009 г. совершено 29 856 правонарушений, в 2010 г. - 30703, в 2011 г. - 31 036, в первом квартале 2012 г. - 4 839.

    Кроме того, по данным Росалкогольрегулирования, увеличивается число правонарушений, совершаемых:

    в сфере установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В 2009 г. выявлено 23 правонарушения, в 2010 г. - 281, в 2011 г. - 285, в первом полугодии 2012 г. - 129;
    при продаже, хранении, перевозке либо приобретении в целях сбыта алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными или акцизными марками. В 2009 г. выявлено 25 правонарушений, в 2010 г. - 309, в 2011 г. - 422, в первом полугодии 2012 г. - 277;

    при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В 2009 г. выявлено 8 правонарушений, в 2010 г. - 286, в 2011 г. - 236, в первом полугодии 2012 г. - 213.

    В этой связи законопроектом предлагается значительно увеличить размеры административных штрафов за совершаемые правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также при распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 23.50 КоАП с целью возможности рассмотрения должностными лицами Росалкогольрегулирования дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 4.6 КоАП, которой установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен.

    Документ публикуется по материалам сайта duma.gov.ru

    Поделиться