24.08.2012 13:44
    Поделиться

    Евгений Шестаков: "Пиар на крестах" нужно сделать уголовно наказуемым

    На прошедшей неделе украинская группа FEMEN заявила о том, что собирается в гастрольный тур по России. Правда, цель поездки полуголые девицы озвучили весьма специфичную. Они собрались пилить кресты. На Украине группа уже провела аналогичную акцию, уничтожив в присутствии журналистов крест, установленный в память о жертвах политических репрессий. Крест потом восстановили, но девичий коллектив свою задачу выполнил - внимание к себе привлек.

    Украинские власти стыдливо закрыли глаза на это варварство, чтобы не вызывать полемику в обществе. И немедленно последовала новая инициатива FEMEN - на этот раз в России. Пикантность ситуации придал тот факт, что своим спонсором пиарщицы объявили немецкого производителя бензопил. Но тот, узнав, куда его собираются втянуть, в прямом смысле слова "открестился" от нового шабаша.

    Можно сколь угодно долго рассуждать о нравственных и моральных причинах, которые дали толчок таким акциям, прошедшим, кстати, в разных формах в нескольких странах Европы. Но куда важнее понять способно ли государство противостоять таким выходкам на внутреннем и международном уровне? Наиболее логичное решение - девиц из FEMEN в Россию не пускать. Но смогут ли спецслужбы отследить перемещение участниц акций по спиливанию крестов и задержать их на границе? Маловероятно, с учетом того, что в картотеке FEMEN значатся несколько тысяч женщин. И нет гарантий, что кто-то из них уже не въехал в Россию. Повысить бдительность населения и создать православные дружины для защиты святынь? Возможно, но к каждому кресту охранника не приставишь.

    Отреагировать на пиар- хамство FEMEN в их же духе? Как, например, поступили в отношении участниц украинского коллектива в Белоруссии, куда те также приезжали протестовать. Власти не помешали девицам провести их акцию. Но, когда те возвращались в гостиницу, к ним подъехал крытый фургон. Неизвестные люди в масках затолкали "певиц" внутрь и вывезли на белорусско-украинскую границу. После чего их обрили налысо, облили краской и абсолютно голыми вернули на родину. Кто стоял за этими действиями - неизвестно. Но с тех пор FEMEN в Белоруссию - ни ногой.

    В своем комментарии к скандальному делу панк-группы Pussy Riot, члены которой были приговорены к двум годам лишения свободы за вахканалию, устроенную в Храме Христа Спасителя, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич говорит о конфликте постмодернистского Запада и сохраняющей верность христианским корням Восточной Европы. Но рассуждения о том, что нетрадиционные ценности не должны противоречить морали и нравственности, тем не менее, не дают ответа на вопрос - как остановить вызванную делом "Пуссей" волну нападений на христианские храмы? А такие случаи были зафиксированы в Кельне, Вене, Хельсинки. Люди, называвшие себя последователями русской группы, врывались в церкви и пытались плясать у алтаря, якобы в знак протеста. После чего с удовлетворением объясняли журналистам, что их акции носили не антирелигиозный - за это можно на Западе получить реальный срок, а политический характер.

    Политическими мотивами объясняли на суде поведение подзащитных и адвокаты Pussy Riot. Но, не вдаваясь в юридические тонкости вынесенного членам группы приговора, следует признать - ни в России, ни на Западе учреждения культа оказались не защищенными законом от политического варварства. И если в Саудовской Аравии за подобную акцию в мечети можно получить смертный приговор, то в европейских странах, где религия официально отделена от государства, все заканчивается в худшем случае штрафом. И только в самых сложных и отягчающих случаях - минимальным тюремным заключением.

    В своем комментарии к делу Pussy Riot Александр Лукашевич напомнил о существовании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она была принята 4 ноября 1950 года. Документ, в частности, предусматривает, что "осуществление свободы выражения мнения может быть сопряжено с определенными условиями, ограничениями и санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе". Однако, также очевидно, что Конвенция носит рамочный характер и не служит основанием для каких-либо санкций в отношении лиц, оскверняющих учреждения культа.

    Дело Pussy Riot, как впрочем и планы FEMEN в России демонстрируют пробелы в нашем собственном законодательстве, которое специально не регулирует поведение людей в местах отправления культа. Будь то православный храм, синагога, мечеть или буддистские святыни. Речь идет, прежде всего, о юридической защите, которую должны иметь верующие люди от выходок разного рода последователей "пусек". Только когда каждый желающий провести политический перфоманс в святом месте, будет знать, что совершает уголовно наказуемое деяние, когда каждая девица из FEMEN поймет, что, спилив из хулиганских побуждений крест на территории России, она отправится не домой, а на много месяцев в места таежные, можно будет остановить волну этого псевдополитического хулиганства.

    Сегодня Россия вынуждена защищаться, объясняя решение суда в отношении Pussy Riot на международном уровне. Хотя очевидно - проблема вышла далеко за наши национальные границы. Возможно, Москве следует инициировать принятие новой международной Конвенции, регламентирующей поведение в учреждениях культа и обозначающей ответственность лиц, допускающих оскорбительные для верующих действия в церковных помещениях, независимо от того, о какой конфессии идет речь. Такой документ в случае его вынесения на Генассамблею ООН, имел бы хорошие шансы быть принятым. Россия могла бы поднять вопрос о защите учреждений культа и его символов и на других общественных площадках, где, уверен, российский подход найдет понимание у многих международных игроков. Потому что до тех пор, пока "пиар на крестах" не станет уголовно наказуемым деянием во всем мире, последователи "пуссей" и FEMEN будут безнаказанно оскорблять чувства верующих, прикрываясь рассуждениями о политике и свободе слова.

    Поделиться