В экспертную группу вошли депутаты краевого Заксобрания, руководители вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования (СПО и НПО), заведующие детсадами, представители власти, научного сообщества. Эксперты побывали в 65 учебных заведениях края и составили представление о состоянии системы образования в крае.
На августовской педконференции эксперты рассказали о проблемах в дошкольном, общем и профессиональном образовании. Перспективы развития высшей школы и науки будут рассмотрены отдельно. Эксперты обратили внимание на общую для всех проблему: 233 детских сада (30,3 процента от их общего числа) и 93 школы (11,1 процент) в нынешнем году не имеют лицензии на образовательную деятельность.
При этом в детских садах края эксперты зафиксировали привычную нехватку мест: на 100 имеющихся условных мест претендуют 109 детей. Впрочем, эксперты пришли к выводу, что через несколько лет школы ждет еще больший ажиотаж: к 2019 году они будут переполнены на 160 процентов, когда за парты сядут дети, родившиеся в демографически благополучные 2000-е годы. Таким образом, члены экспертной группы заявили о необходимости строительства новых школ. Пока же их число продолжает сокращается: несмотря на строительство новых школ в крае, число учебных учреждений общего образования за 10 лет сократилось на 41,7 процента, с 1434 школ в 2001 году до 837 в 2011 году.
Пока же регион готовится решить проблему нехватки детских садов. Губернатор Виктор Басаргин отметил, что правительство края готовится принять программу, в соответствии с которой за два следующих года в Прикамье должен быть построен 91 новый детский сад и еще 65 учреждений дошкольного образования из числа закрытых должны быть восстановлены.
Для системы общего образования традиционной остается и проблема старения кадров.
- Если в городах число учителей пенсионного возраста немного сократилось, с 22 до 20 процентов, то в сельских школах появилась тревожная тенденция: число учителей в этом возрасте выросло с 12 до 16 процентов с 2009 по 2011 годы, - рассказал Дмитрий Красильников, проректор ПГНИУ.
При этом, по словам Красильникова, в апреле при формировании учебных программ в школах открываются около двух тысяч вакансий, которые к началу учебного года "закрывают" отнюдь не новые кадры, а работающие учителя.
Самой "запущенной" частью системы образования члены экспертной группы назвали начального и среднего профессионального образования.
- В крае отсутствует эффективная система прогнозирования потребности выпускников НПО и СПО для удовлетворения потребностей бизнеса, - объясняет Александр Дическул, директор Пермского авиационного техникума. - Для машиностроительной, оборонных отраслей промышленности подготовку в крае ведут три учреждения НПО и - с большой натяжкой - четыре учреждения СПО, из 79 учреждений профессионального образования! Отсюда наблюдается огромная разбалансированность спроса и предложения на рынке труда.
Кроме того, процесс оптимизации учреждений профессионального образования должен быть обоснованным. Сегодня колледжи зачастую объединяют не по отраслевому принципу, а по принципу наличия материальной базы. Как, к примеру, по словам Дическула, в Кунгуре к колледжу дизайна сначала присоединили педагогическое училище, а затем еще два ПТУ сельскохозяйственного назначения.
Как заверил губернатор Виктор Басаргин, сегодня необходимо приостановить процесс оптимизации учреждений СПО и НПО, чтобы "разобраться с каждым учебным заведением", оценить востребованность предлагаемых специальностей в регионе.
Губернатор рассказал также, что в краевой бюджет будут заложены средства на повышение заработных плат учителей в размере 807 миллионов рублей. Это позволит к концу 2012 года повысить среднюю заработную плату педагогов с сегодняшних 18 до 21 тысячи рублей - средней зарплаты по экономике региона. Также в следующем году планируется повышение зарплат воспитателей детских садов: с 1 января 2013 года зарплаты у них вырастут на 30 процентов, а с 1 октября 2013 года заработок воспитателей должен увеличиться до среднего в системе образования.
Кадровую проблему в школах губернатор предложил решить с помощью "мобильных учителей" - педагогов, которым будет предоставляться автомобиль для выездов в сельские школы, где не хватает своих специалистов.