22.08.2012 14:45
    Поделиться

    Нотариусам поручили вести реестр залогов движимого имущества

    Президент Федеральной нотариальной палаты РФ Мария Сазонова на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказала о новом поручении президента, устанавливающем за нотариусами обязанность вести реестр о залогах на движимое имущество.

    Мария Ивановна, так будет ли вестись реестр залогов движимого имущества, учитывая степень мошенничества в этой сфере сейчас?

    Мария Сазонова: Для нас это тяжелый вопрос, который возник совершенно внезапно. Мы считали, что никогда не будем вести реестр уведомлений залогов автотранспортных средств и другого движимого имущества, потому что это никак не соотносится с интересами нотариата.

    Сегодня действительно очень много проблем, особенно у третьих лиц, которые покупают автомобиль, не зная, что это ТС обременено невыплаченным кредитом. Это происходит потому, что никто не ведет соответствующего учета. По логике, это должны делать те, кто регистрирует автотранспортное средство, то есть ГИБДД. Они отказались. Одновременно есть еще один орган с прямым интересом - банк. В конечном итоге, он выдал кредит и хочет получить его назад, а для этого необходимо держать машину в "подвешенном состоянии", чтобы вовремя получить плату.

    Мы предложили вести учет залогов бюро кредитных историй или центральному каталогу кредитных историй центробанка. И в принципе был уже проект закона, нацеленный на это. Схема предполагалась следующая. Банк, выдавая кредит на приобретение автомобиля, сразу передает информацию в бюро кредитных историй ЦБ, и те ставят машину под залог. А если, скажем, гражданин берет кредит не у банка, а у лица, тогда участники сделки идут к нотариусу для удостоверения договора займа на приобретение автомобиля. Нотариус после удостоверения сбрасывает информацию в соответствующее бюро. Таким образом, формируется достаточно полная база, но разве что вы не взяли в долг у соседа без нотариального оформления.

    И вдруг выходит поручение президента, в котором сказано, что вести реестр о залогах на движимое имущество должен нотариат. Напомним, что права на недвижимое имущество регистрирует Росреестр.

    При этом сегодня даже невозможно представить масштаб технологий для решения данной проблемы. Если я добросовестный заемщик и знаю, что через 6 месяцев я верну деньги в банк, зачем тогда идти к нотариусу? А если должен сообщать об этом банк, а в России где-то 2,5 тысячи банков с филиалами, то тогда нужно выстраивать отдельную систему получения информации. Если анализировать с системой работы реестра, в которой регистрируются права на недвижимое имущество, то мы знаем, что в эту систему закачаны миллиарды. У нас нет столько денег.

    Мы предлагали свой вариант решения вопроса. В правовой департамент администрации Президента мы представили свое видение ситуации. В частности, если бы государство решило за совсем небольшой размер госпошлины удостоверять все договоры залогов ТС, все было бы проще. И при существующей сегодня единой информационно-коммуникационной системы нотариата, можно было бы сделать и абсолютно достоверный реестр этих договоров. И это не потребовало бы больших финансовых вложений.

    Мы предложили и еще один вариант. В системе нашего законодательства существует 405-ФЗ о залоге. По нему залогодатели и залогодержатели, в случае соглашения об обращении взыскания во внесудебном порядке, приходят к нотариусу для удостоверения этого своего решения. Мы предложили хотя бы эти соглашения удостоверять в обязательном порядке и вести по ним реестр.

    Недавно на одном из каналов была передача, в которой Председатель ассоциации банков сказал, что они уже созрели взять ведение залогов на себя. И процентов 75 этой работы сделали. И мы успокоились. А этот вопрос обсуждается с 2006 года. Проект был согласован компетентными ведомствами. И вдруг выходит поручение президента.

    При этом оно возлагает на Федеральную нотариальную палату обязанности по ведению реестра залогов движимого имущества в рамках единой информационной системы нотариата с предоставлением  им информации из реестра в бесплатном доступе в сети интернет в режиме онлайн.

    Но поручение вышло. Значит, как данность оно уже существует. Нельзя ли снова начать пропаганду вашей идеи, чтобы внести в законодательство некие изменения, которые позволят реализовать на это поручение?

    Сазанова: Могли бы быть в качестве изменения в ГК об обязательном удостоверении у нотариуса договоров залога движимого имущества с последующем ведением единого реестра уведомления о залоге ТС.

    Лет 15 назад мы отказались от нотариальной доверенности на распоряжение и пользование ТС. Равно как и от регистрации залогов. Но системы как таковой нет и не было. Чтобы она стала, есть один правильный выход - ввести нотариальное удостоверение всех договоров, связанных с ТС. А уж договоры залога в первую очередь. Тогда мы будет отвечать стопроцентно за содержание и достоверность этого реестра.

    Есть еще один момент правового характера. Оформить обременение на ТС, надо, чтобы пришел собственник, который этот автомобиль приобрел. Что он принесет к нотариусу сегодня в качестве правоустанавливающего документа? Договор купли-продажи, составленный в простой письменной форме? А часто автомобили приобретаются по доверенности, которая далека от правоустанавливающего документа.

    На наш взгляд, в этом вопросе этим поручением порядка с учетом автотранспорта в качестве залогового имущества в стране мы не наведем. Но реальные выходы есть, и мы их предложили.

    Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".

    Поделиться