12.08.2012 23:20
    Поделиться

    Труппа театра имени Гоголя обвинила нового худрука в рейдерстве

    Этим летом сыплются новость за новостью - про Кирилла Серебренникова. Сначала приятные. Его новый фильм "Измена" откроет конкурсный показ Венецианского кинофестиваля (посоревнуется с работами Терренса Малика, Ким Ки Дука, Брайана де Пальмы, Такеши Китано). На прошлой неделе Серебренников - для многих неожиданно - назначен новым художественный руководителем Театра им. Гоголя (вместо Сергея Яшина, а вместо прежнего директора Анатолия Шлаустаса - Алексей Малобродский).

    А вот и "ложка дегтя". В минувшую субботу появилось Открытое письмо коллектива, с первых же строк обозначившее, что не все так просто: "Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя приговорен к уничтожению. Мы просим помощи и защиты!!!!"

    Письмо появилось после того, как Кирилл Серебренников и глава столичного Департамента культуры Сергей Капков посвятили всех в свои планы развития театра. Кадровые перестановки объяснили тем, что театр в последние годы - среди аутсайдеров: в среднем за год театр посещало не больше 80 тысяч человек, хотя в большом зале - 700 мест. За прошлый год здесь появилась лишь одна новая постановка, а посещаемость составила 36%.  

    Театр должен стать конкурентоспособным рядом с творческими центрами, появившимимся в районе станции метро "Курская", считает Сергей Капков. На встрече с труппой театра он так и объяснил: "Нам кажется, что данная площадка может иметь другую культурную жизнь. Это востребованное место, расположенное в центре города, но, на наш взгляд, очень мало людей сюда ходит".

    Но больше всего коллектив театра был раздосадован такими вот комментариями: "Думаю, театр перестанет быть репертуарным. Это будет проектный театр, в котором будет работать несколько резидентов"…

    В Открытом письме коллектива театра сказано без лишней поэзии: "Данные действия, напоминающие рейдерский захват, ведут к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра, что даже не скрывается, и к роспуску коллектива, в результате чего около двухсот человек оказываются выброшенными на улицу".

    Актеры говорят, что тут ничего личного, выступают они не против конкретного Кирилла Серебренникова, - но в письме их мнение звучит куда жестче: "Назначение художественным руководителем К. С. Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы К. С. Станиславского, отрицающего русский психологический театр, - это мощный толчок к гибели российского театра. Это назначение противоречит Приказу Минздравсоцразвития от 30.03.2011г. № 251-Н "О назначении на должность высшего руководящего состава в области культуры", согласно которому возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования".

    История уже знакомая: в последние годы в театрах и погромче скандалы случались. У каждой стороны, как всегда, свои резоны. И как всегда - вопрос: услышат ли они друг друга? Серебренникову, кстати, и без того забот хватает: его Венеция ждет, фестиваль.

    прямая речь

     

    Светлана Брагарник, актриса театра имени Гоголя, народная артистка РФ: 

    Мы не против и не за Серебренникова. Дело не в этом. Смена художественно руководства - процесс достаточно естественный. Он болезненный, он драматический. Но это нормально, это жизнь, это бывало во многих московских театрах.

    Весь вопрос в другом: на что направлена эта история? На улучшение театра вроде бы. На усиление его художественного значения? Кирилл в своем интервью сказал, что с его приходом не будет больше репертуарного театра имени Гоголя, он устраняется. Здесь будет прокатная площадка для его уже существующих проектов. Завтра-послезавтра найдутся юридические лазейки для увольнения труппы. И театр имени Гоголя, какой бы он ни был, плохой или неплохой, просто исчезнет с карты Москвы. 

    На самом деле с нас начинают истребление репертуарного театра как такового, мы первая жертва, мы на форпосте. Нам "повезло", мы - в зоне географического удобства Серебренникова, рядом Винзавод, где он существует. Еще раз: дело не в том, что мы "против него". У Серебренникова были спектакли удачные, были и неудачные. Дело - именно в тенденции: он против репертуарного театра, как факта, не только нашего, но и вообще. Репертуарный русский театр - величайшее достояние русской культуры. То, чем мы гордились 250 лет. То, на что нацелена атака "молодых и продвинутых": цель - только проекты, только деньги… 

    Если бы Серебренников пытался обновить репертуар театра, влить новую кровь в труппу - мы были бы только рады! Так, например, повел себя Олег Меньшиков с Театром им. Ермоловой. Меньшиков тоже очень продвинутый, но он уже распределил пять спектаклей, он не тронул ни одного человека из труппы. Он занимается улучшением, а не разрушением театра, он на это кладет силы. А в нашем случае - все совсем не так… 

    Кирилл Серебренников, новый худрук театра им. Гоголя: 

    В Открытом письме коллектива театра написано, что они именно против Серебренникова. Потому что я рейдер и не имею специального образования. Это нервные эмоции артистов, которых понять можно, - я не держу никакого зла и не испытываю никакого негодования. Все это понятно. Мы работаем, пытаемся понять, устроить все в этом театре теперь по-новому. Сейчас он похож на коммунальную квартиру.

    В течение двух месяцев у всех желающих есть счастливая возможность посмотреть репертуар театра имени Гоголя. Если что-то кому-то понравится  - пусть про это напишут. Мне кажется, это тот самый случай, когда надо все начать заново. В данном случае "пациент скорее мертв, чем жив". Нужно похоронить его с почестями и начать все заново. 

    Актеры - люди важные, с каждым из них будет разговор. Никаких решений всех уволить, выгнать одним разом - этого нет. Более того, никто этого не может позволить, в России на это есть законодательство. Тут актерская эмоциональность немножко опережает события. 

    Скоро мы объявим планы и вообще расскажем, что будет происходить в театре. Вот мы с вами говорим в субботу, а театр им. Гоголя не играет сегодня свой спектакль - здесь идет антреприза "Неугомонная авантюристка", с участием разных звезд антрепризы. В общем, положение плачевное, чудовищное. Требуется огромное количество сил и средств - в том числе и на то, чтобы театр, который не реконструировался, кажется, с 70-х годов, просто привести в человеческий вид. 

    между тем

    На сайте Театра им. Гоголя Открытого письма актеров, гуляющего уже всюду в интернете, в выходные не было. Сайт театра заблокирован - так обычно поступает новое руководство. То же самое прошлым летом было и с сайтом Театра на Таганке, когда там разразился скандал с уходом Юрия Любимова.

    Справка РГ

    Кирилл Семенович Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Известен не только как режиссёр театра и кино, но и как клипмейкер и телеведущий. Преподает в Школе-студии МХАТ.

    Школу закончил с золотой медалью, физический факультет Ростовского университета с красным дипломом. С 1990 года занимается режиссурой - за семь лет поставил 10 спектаклей во всех ростовских театрах. Его заметили, стали награждать на фестивалях. В Театре им. Пушкина он поставил "Откровенные полароидные снимки", в "Современнике" "Голую пионерку" и "Сладкоголосую птицу юности", в МХТ им. Чехова - "Терроризм", "Мещан", "Киже", "Господ Головлевых", "Трехгрошовую оперу", "Зойкину квартиру", в Большом театре - "Золотого петушка".

    В 2006 году фильм "Изображая жертву" победил на "Кинотавре" и на кинофестивале в Риме.

    мнение

    Не только о разгроме Театра имени Гоголя

    Попытки убить репертуарный театр - это агрессия против миллионов его поклонников в стране и в мире, где ценят отнюдь не раскрученные в узких кругах эксперименты для десятков гурманов. Никто не посягает на священное право гурманов слушать со сцены мат и лицезреть актеров, густо обмазанных под дерьмо. Пусть себе экспериментируют. Но не вторгаясь в чужие, не ими построенные дома и не выкидывая опять из окон "рояль Рахманинова". Пусть строят свои. Но они, как "попрыгуньи-стрекозлы", умеют только плясать на ими же устроенном пепелище.

    Я с интересом и уважением отношусь к тому, что делает в кино и театре Кирилл Серебренников - безусловно талантливый, чуткий и умный режиссер. Но именно как чуткий и умный режиссер, он не имеет права пятнать свою репутацию.

    В прошлом году в Питере с большой помпой создавался так называемый Кинофорум - были потрачены колоссальные деньги, задавались баснословные приемы, показывались какие-то фильмы - никто уже не помнит, какие именно, но все помнят икру на халявный завтрак. Этот форум пытался вытеснить из культурного пространства уже давно имеющийся в Питере Фестиваль фестивалей, и никто не мог понять - зачем ломать чужое, чтобы строить свое? Прошел год - где этот форум? И чем занята его команда, какие новые бюджеты тратит?

    Теперь под угрозой "Ленфильм" - и все понимают: коготок увяз - всей птичке пропасть. Даром что эта "птичка" стояла у истоков всего российского кино, что под ее крылом создавались лучшие фильмы нашей киноистории. Но кто-то положил глаз - и независимо от протестов крупнейших питерских мастеров исход, по нынешним временам, предопределен.

    Похоже, культуре спешат нанести последние решительные удары. Культуре и в узком и в широком смысле - как культуре человеческих отношений. Прецеденты пекутся на наших глазах, и все наши мастера, создатели театральных домов Москвы и России, теперь под угрозой. Критики, давно сбившиеся в клаку, в свору, уже намечают новые цели. Снова активизировались крики о кризисе русского репертуарного театра и его непоправимой архаичности. Подводят под разбой теоретическую базу.

    Валерий Кичин , кинообозреватель "РГ"

    Поделиться