08.08.2012 23:22
    Поделиться

    Новая транспортная система сократит путь от центра до МКАД на полчаса

    Как сократить путь от центра до МКАД на полчаса

    К концу августа "парконов" - комплексов мобильной фиксации нарушений Правил дорожного движения - станет на улицах столицы больше сотни.

    Это только один из элементов внедряемой в Москве интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В ней и видеонаблюдение за дорогами, и "умное" управление светофорами, и навигация общественного транспорта... После запуска системы, как обещают дорожники, путь от центра до МКАД даже в будни сократится на полчаса. О пробках на магистралях начнут предупреждать табло, а за движением автобусов можно будет следить в Интернете. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал глава Центра организации дорожного движения (ЦОДД) при правительстве Москвы Игорь Королев.

    1700 перекрестков с интеллектом

    До 2013 года город должен вложить в интеллектуальную транспортную систему около 16 млрд рублей. Когда москвичи смогут убедиться, что деньги потрачены не зря?

    Игорь Королев: Чтобы почувствовать присутствие ИТС в основных транспортных узлах и на улицах, необходимо "интеллектуализировать" 1700 перекрестков. Пока переоборудовано 20 участков и 67 перекрестков, в этом году планируем переоснастить уже 1000, а в следующем - все оставшиеся. Но нужно понимать, какая это глобальная задача в масштабах города и на что мы можем рассчитывать. В идеале система управления движением дает улучшение на 10-30%, при том что не будет нарушений правил парковки и выездов на загруженный перекресток. Поэтому, учитывая реальную ситуацию на дорогах, в среднем можно взять показатель 15-20%. Что это такое? Сейчас в будние дни, как правило, дорога от МКАД до центра занимает уже 1,5-2 часа. 20% от двух часов - это почти 25 минут. Конечно, движение также будет затруднено, но время в пути заметно сократится. Это значит, меньше вредных выбросов, улучшится городская экология, снизятся расходы на горючее и амортизацию транспорта. Экономический эффект в целом колоссален - миллиарды.

    Экономический эффект, безусловно, важен для города, а что получат жители? Когда, например, на остановках появятся табло с указанием точного времени прибытия автобуса?

    Королев: Рабочая модель уже есть. Но прежде чем ее запустить, система должна быть технически готова на 100 процентов. Думаю, что первые установки мы получим в этом году и в течение следующего будем развивать это направление. Уже сейчас все автобусы оснащены навигационным оборудованием. Возможность отслеживать движение автобусов, соблюдение графика и интервалов движения - все это до конца лета постараемся реализовать. Система будет предоставлять различные сервисы, одним из которых является расписание. Первые табло появятся до конца этого года. Отрабатывается программное обеспечение для смартфонов и планшетов, что-то появится в конце этого года, что-то в следующем, программа рассчитана до конца 2013 года.

    Для отработки принципов внедрения ИТС был выбран участок в районе станции метро "Щукинская". Что показал этот эксперимент?

    Королев: Да, на Щукинской отрабатывался алгоритм адаптивного управления, когда светофор работает в зависимости от ситуации на перекрестке, в зависимости от количества машин светофор меняет режимы подачи запрещающих и разрешающих сигналов. Щукинская - один из самых сложных и запутанных транспортных узлов города. Там несколько перекрестков в узких границах, к улично-дорожной сети примыкают два крупных торговых центра. Плюс выход из метро, остановки автобусов и трамваев. Есть ряд параметров, которые оценивались до введения этого режима, - по ним мы получили улучшения. Но при этом столкнулись и с трудностями. Например, пришлось подстраивать программное обеспечение под менталитет наших водителей. У нас же принято выезжать на занятый перекресток, парковать автомобили с нарушением правил...

    Как карта ляжет

    Первые информационные табло для водителей уже работают на Третьем транспортном кольце, на подъездах к нему. На личном опыте убедилась, что точность оставляет желать лучшего.

    Королев: Шесть табло, на которых разным цветом указан уровень загруженности дорог, будут запущены в постоянную эксплуатацию в ближайшие месяц-два. Что касается их точности... Отрабатывались технические решения, информация собиралась с меньшего количества датчиков, чем было необходимо. Сейчас расширены "точки" сбора информации, и она будет точной.

    На сайте ЦОДД также есть постоянно обновляющаяся карта пробок, когда на нее можно будет ориентироваться?

    Королев: К концу года на карте появятся ключевые места: Третье кольцо, МКАД, подъезды к МКАД, движение по основным радиальным магистралям.

    Штраф в помощь

    С 1 июля увеличены штрафы за неправильную парковку. Это как-то отразилось на дорожной ситуации?

    Королев: Безусловно. Десять комплексов мобильной видеофиксации прежде выявляли порядка тысячи нарушений в сутки, после введения новых штрафов примерно в течение двух недель цифра упала до 700, и пока держится на этом уровне. Коренным образом положение изменится, когда нарушители начнут получать серии штрафов, а не один-два в месяц.

    Город готовит еще какие-то "воспитательные" меры?

    Королев: Пока фиксируем выезды на выделенные полосы, нарушения скоростного режима и правил стоянки-остановки. Полагаю, уже в сентябре-октябре начнем фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на занятый перекресток.

    Москва неразрывно связана с Подмосковьем, и, в первую очередь, дорогами. Очевидно, что если не подключать к ИТС, областные дороги, то и в столице она полноценно не заработает. Будет ли внедряться интеллектуальная система за пределами МКАД?

    Королев: Конечно, даже если в пределах Третьего кольца, в старой части Москвы с помощью ИТС мы наладим движение, то в районе МКАД гарантированно получим проблемные участки. Поэтому систему нужно расширять как минимум на 30-50 км в сторону области. Сейчас определена пилотная зона "Север" - она замкнута между Волоколамским и Ленинградским шоссе до Малого бетонного кольца, включая Зеленоград, Красногорск, Химки, с небольшим отводом до аэро порта Шереметьево. Здесь планируется применить решения и технологии (адаптивное управление, видеонаблюдение, информационные табло), аналогичные тем, что внедряются в Москве, и увязать это в единую систему с городом.

    Кстати

    Замаскированная под дорожные знаки реклама больше не будет сбивать водителей с толку. Так постановили суды в отношении рекламы, размещаемой ООО "М-Инвест".

    На столичных дорогах появились щиты с информацией о компаниях, среди которых были крупные известные бренды. Они изготовлены в виде дорожных знаков: идентичны размер, цвет, шрифт и даже стрелки, указывающие маршрут проезда. Большинство водителей и считали их самыми настоящими дорожными знаками. Московское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) сочло это нарушением Закона "О рекламе", где говорится о невозможности сходства рекламы с дорожными знаками, что может угрожать безопасности движения.

    Пилотная зона "Север" объединенной интеллектуальной транспортной системы Москвы и Московской области

    Поделиться