08.08.2012 16:52
    Поделиться

    Долги регионов СКФО за электроэнергию выросли до 25 миллиардов

    К сегодняшнему дню СКФО задолжал за электричество 24,8 миллиарда рублей. Причем в первом полугодии 2012-го этот долг вырос почти на 20 процентов.

    Проблема хронических неплатежей за энергоносители на Северном Кавказе уже вышла на федеральный уровень. Округ готовится к социально-экономическому прорыву и старается максимально снизить риск, чтобы заполучить инвесторов. Однако многомиллиардные энергетические долги инвестиционной привлекательности региону отнюдь не добавляют, к тому же они серьезно бьют по экономике территории. Поэтому в Грозном на очередном заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северного Кавказа было принято решение создать рабочую группу, которая займется проблемами отрасли и платежной дисциплины в СКФО. Ее руководителем назначен министр энергетики РФ Александр Новак.

    Еще одно совещание на эту тему недавно прошло в Махачкале под руководством полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина. Полпред заявил, что население округа сегодня оплачивает до 95 процентов потребленного электричества, но ни распределительные сети, ни генерирующие предприятия не получают этих денег. Возникли вопросы: на каком этапе и где они "оседают"?

    В числе крупных должников - бюджетозависимые и жилищно-коммунальные предприятия республик, оплачивающие менее 70 процентов полученной энергии. Например, во Владикавказе местная компания задолжала Северо-Осетинскому филиалу МРСК Северного Кавказа за услуги по передаче электроэнергии 1,34 миллиарда рублей. Две компании в Дагестане в общей сложности не заплатили на данный момент один миллиард 665 миллионов. Общий долг потребителей Ингушетии - 996,4 миллиона рублей. Причем у республиканских "коммунальщиков" очень низкий текущий уровень оплаты - менее пяти процентов.

    В целом по округу именно на предприятия ЖКХ, ТСЖ, бюджетные и бюджетозависимые организации приходится до 85 процентов неплатежей. Энергетики считают, что необходимо за счет поправок в законодательство повысить ответственность бюджетных, в том числе "неотключаемых", структур, иначе этот "воз" с места не сдвинуть.

    Еще одна "головная боль" окружных поставщиков электроэнергии - территориальные сетевые организации (ТСО), которые имеют самые разные формы собственности: республиканскую, муниципальную, частную. У многих из них очень высокий процент износа оборудования, но, самое главное - эти организации финансово непрозрачны. Они собирают с населения оплату, но сколько реально денег было получено и сколько из них отдано гарантирующему поставщику за потребленное электричество, отследить невозможно.

    - Наличие большого числа ТСО, не имеющих сколько-нибудь существенных материальных и финансовых резервов, зачастую приводит к росту случаев, когда нарушаются бесперебойность и надежность энергоснабжения социально значимых объектов, - говорит заместитель генерального директора "МРСК Северного Кавказа" Аслан Апсуваев. - Помимо этого, со стороны ТСО заметно снижение платежной дисциплины в отношениях с поставщиком и невыполнение заявок гарантирующих поставщиков на ограничение режима потребления должников. Для этих сетей также характерен большой процент износа и велики сверхнормативные потери.

    Решением проблемы может стать консолидация территориальных сетевых организаций на базе холдинга. Разговор об этом идет уже давно, но далеко не все ТСО воспринимают эту идею с энтузиазмом. Хотя единая, вертикально-ориентированная государственная структура в электроэнергетике - шаг вполне логичный, ведущий к прозрачности всех финансовых потоков, значительному улучшению материально-технической базы и другим преимуществам, которыми располагает крупная энергокомпания. Но вот свободы распоряжаться деньгами плательщиков на муниципальном и региональном уровнях уже не будет, что далеко не всем по вкусу.

    Однако желание остаться "автономной энергетической вотчиной" зачастую приводит к тому, что страдают потребители. Как показывает практика, ТСО чаще всего к внештатным ситуациям оказываются либо слабо подготовлены, либо не готовы вообще. Они, как правило, не получают паспорта готовности к осенне-зимнему периоду, то есть их техническое состояние никто, по сути, не проверяет.

    Очень серьезным подспорьем для борьбы с неплатежами в СКФО стала "Комплексная программа снижения потерь в распределительных сетях на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии". Пока она не начала действовать, энергетики несли многомиллиардные убытки, поскольку система учета в этих регионах находилась, мягко говоря, в плачевном состоянии. Сейчас в республиках за счет государства жителям устанавливают приборы учета с автоматическим считыванием данных - всего их смонтируют 636,5 тысячи. Из бюджета на это потратят 5,25 миллиарда рублей. Программа выполнена на 60 процентов, и уже можно подвести первые итоги - в регионах существенно снизились энергетические потери, и каждый абонент платит только за то, что реально получил.

    В округе до сих пор процветает и так называемое "бездоговорное потребление", а проще говоря, воровство электроэнергии. Чаще всего этим грешат представители малого и среднего бизнеса - владельцы кафе и небольших магазинов. Например, недавно во Владикавказе служба инспекции гарантированного поставщика обнаружила несколько магазинчиков, парикмахерских и салонов красоты, ворующих электроэнергию у жильцов многоэтажек. Предприимчивые владельцы этих точек, видимо, за мзду заинтересованным "лицам", подключились к сетям многоквартирных домов. И ничего не подозревающие жильцы стали "спонсорами" коммерсантов, поскольку каждый месяц платили за украденные таким образом киловатты. И даже если бы вороватые дельцы платили сами, энергетики все равно не получили бы положенной по закону суммы, ведь тарифы для населения гораздо ниже, чем для коммерческих структур. Так что неплохо и членам ТСЖ, при наличии в доме коммерческих структур, проверить, не "присосались" ли они к общедомовым приборам учета.

    Активнее подключать правоохранительные органы к борьбе с хищениями и неплатежами было рекомендовано энергетикам и на совещании в Махачкале. Пока же проблемы эти решаются крайне медленно. Поэтому в округе будет сформирована экспертная группа, которая с учетом ситуации в каждом субъекте выработает особый план действий по реструктуризации долгов и улучшению платежной дисциплины. Механизмов здесь может быть несколько, в том числе процедура банкротства после соответствующего решения суда или же реструктуризация задолженностей с их погашением по согласованному графику.

    Мнение

    Александр Хлопонин, полпред президента РФ в СКФО:

    - Мы говорим о стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, о разработке государственной программы, которая должна быть завершена до первого декабря 2012 года и утверждена правительством РФ. Но при такой дисциплине, при такой работе в самой чувствительной отрасли экономики - энергетике - мы не то что ни один инвестиционный проект сюда не привлечем, а только всячески будем тормозить развитие территории.

    Поделиться