06.08.2012 23:31
    Поделиться

    Издан сборник размышлений известного педагога Януша Корчака

    Издан сборник размышлений знаменитого польского педагога
    "Я думал об этой книжке много лет: сочинял в голове. Бывают менее важные правила жизни и очень важные. Самых важных я решил в конце концов совсем не затрагивать", - скромно признавался выдающийся польский врач, педагог и писатель Януш Корчак в 1930 году. До мученической смерти, которую он принял в лагере смерти Треблинка вместе со своими маленькими воспитанниками и другими коллегами, оставалось двенадцать лет.

    Сборник размышлений "Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых" был издан к 70-летию подвига Корчака. Ему был посвящен прошедший вчера памятный вечер Российского детского фонда и Международной ассоциации детских фондов. По их инициативе впервые вышло отдельное издание книги на русском языке.

    Председатель фонда и президент ассоциации Альберт Лиханов напоминает в предисловии:

    "6 августа 1942 года Януш Корчак, наставник детей в варшавском "Доме сирот", был под дулами фашистских автоматов выгнан на улицу вместе с двумя сотнями своих воспитанников. По дороге Корчаку шепнули: "Вы можете остаться". Это значило спасти свою жизнь. Но оставить своих детей - тех, кто верил ему безоговорочно и всегда. Колонну погрузили в поезд и отправили в концлагерь, где дымила труба крематория. Так закончилась жизнь человека, служившего детям во всем и всем. Закончилась жизнь, но вовсе не закончилась судьба". С тех пор "книги Корчака издаются и переводятся, его учительские заветы живы во всемирной педагогике, а его гибель, ставшая высоким примером непредательства и защиты детства - самой прямой, самой буквальной, - служит образцом не только учительской, но и просто человеческой чести".

    Когда "Правила жизни" увидели свет, Януш Корчак (такой псевдоним выбрал себе варшавский врач Эрш Хенрик Гольдшмит) переживал профессиональный подъем. Он с энтузиазмом внедрял свои методики при обустройстве польского детдома. В его записках еще не сквозит тот ужас перед неотвратимой катастрофой, которым будет пронизан дневник. Корчак начал вести его незадолго до гибели. Там есть такие пронзительные строки: "Какие невыносимые сны! Этой ночью опять мертвецы. Мертвые тела маленьких детей... В самом страшном месте я просыпаюсь. Не является ли смерть таким пробуждением в момент, когда, казалось бы, уже нет выхода?"

    Живой классик отклонил все предложения своих почитателей вызволить его из варшавского гетто. "Тяжелое это дело - родиться и научиться жить. Мне осталась куда легче задача - умереть. Хотелось бы умирать, сохраняя полное присутствие духа" - это признание вовсе не было красивым оборотом. Януш Корчак всей своей жизнью и смертью показал, "как любить детей".

    Поделиться