06.08.2012 23:43
    Поделиться

    Эксперт: Росстат нуждается в доступе к административным базам данных

    Официальная статистика является неотъемлемой частью комплексной оценки российской экономики со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках процесса присоединения к этой организации. По итогам четырехлетней совместной работы с экспертами ОЭСР подготовлен обзор статистической системы России на предмет ее соответствия требованиям ОЭСР.

    Сергей Егоренко, начальник Управления организации статистического наблюдения и контроля Росстата

    Анализ показал, что в целом российская статистика уже сейчас удовлетворяет минимальным требованиям ОЭСР, однако отдельные положения нормативно-правовой базы отличаются от принятых в странах ОЭСР. Это негативно сказывается на расчете отдельных значимых для ОЭСР показателей.

    - Вы имеете в виду национальные счета?

    - Национальные счета являются предметом наиболее пристального внимания ОЭСР, поскольку являются основой всей макроэкономической статистики. Однако сегодня в нашей стране нет ни одного действующего законодательного акта, устанавливающего систему национальных счетов (СНС) в качестве принятой в стране методологии статистического описания национальной экономики.

    - А как же закон о статистике?

    - Этот закон регулирует процессы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических и административных данных. Состав и характер работ по составлению национальных счетов отличается от "традиционных" статистических работ и включает в себя анализ данных, проведение научно обоснованных экономических расчетов и математико-статистическое моделирование. Работы, перечисленные в законе о статистике, охватывают статистическую деятельность не в полном объеме.

    - Значит ли это, что Росстат должен разработать систему национальных счетов?

    - Национальные счета строятся на основе информационных ресурсов, разрабатываемых различными субъектами официального статистического учета: Центробанком, минфином, ФТС и др. При этом для разработки национальных счетов требуются согласование форм статистического наблюдения, гармонизация данных по содержанию, единицам и срокам.

    В российском законодательстве не закреплено, что составление национальных счетов и координация участия в этой работе других субъектов официального статистического учета поручены Росстату.

    Росстатом разработана поправка к закону о статистике, определяющая Росстат координатором составления статистики нацсчетов и ответственным за разработку методологии национальных счетов. Минэкономразвития России нас в этом поддержало.

    - Каковы основные претензии ОЭСР к российской статистике?

    - Серьезный объект критики - межведомственная координация в области статистики. Следует признать, что Росстат не имеет достаточного доступа к административным базам данных, что приводит к пробелам в данных и несопоставимости ряда показателей.

    Федеральные органы государственной власти обязаны безвозмездно предоставлять Росстату административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе содержащие сведения о налогоплательщиках, доступ к которым ограничен федеральными законами. То есть сведения, отнесенные к налоговой тайне. Аналогичная норма в отношении административных данных о субъектах малого и среднего предпринимательства содержится в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

    Однако, как показывает практика, в том числе проведения сплошного статистического обследования субъектов малого и среднего предпринимательства, правовые основы применения административных данных для целей статистики не реализуются, доступ к ним для органов госстатистики серьезно ограничивается.

    Росстат не может использовать данные ФНС России в той же степени, как это осуществляется в других странах ОЭСР. Это связано с отказом ФНС России предоставлять пообъектные данные о результатах деятельности налогоплательщиков, что не позволяет формировать статистические показатели в соответствии с требованиями ОЭСР.

    Ряд министерств и ведомств, располагающих информационными ресурсами, необходимыми для построения национальных счетов, а также баланса активов и пассивов отказываются от представления информации в Росстат, ссылаясь на обеспечение конфиденциальности или отсутствие поручений правительства РФ.

    Сложившаяся ситуация отражается на надежности расчетов отдельных показателей национальных счетов и серьезно тормозит внедрение национальных счетов в полном объеме.

    - Насколько в России обеспечена конфиденциальность первичных статданных?

    - В территориальные органы Росстата поступают многочисленные запросы от органов прокуратуры, судебных приставов, органов внутренних дел и других правоохранительных органов о предоставлении им первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, для контрольных и надзорных целей. По нашему мнению, эти запросы противоречат требованиям закона N 282-ФЗ, устанавливающего единые правовые основы организации официального статучета в РФ, а также международной практике.

    Первичные статданные респондентов органами госстатистики правоохранительным органам не предоставляются. При этом отмечу правовую коллизию, когда правоохранительные органы в соответствии с законами об их деятельности наделены правом получения необходимых данных при совершении исполнительных действий, а за Росстатом не закреплена обязанность предоставления им таких данных и, более того, установлена ответственность за их разглашение. При отсутствии надлежащего правового регулирования отношений по взаимодействию на практике будут продолжаться случаи "вторжения" правоохранительных органов в чужую компетенцию. Работники территориальных органов Росстата отстаивают свои позиции в судах, однако решения судов зачастую неоднозначны и противоречивы.

    Безусловно, нужны скорейшие изменения в закон о статистике, однозначно устанавливающие приоритет данного закона при наличии правовой коллизии во взаимодействии Росстата с правоохранительными и другими органами государственной власти.

    - Соответствуют ли общероссийские классификаторы международным аналогам?

    - Применяемые Росстатом классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007) и продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2007) соответствуют международным аналогам, хотя и не самым последним версиям. Объективно имеет место некоторое запаздывание с внедрением международных классификаций в России, но это делается сознательно. Переход на новые классификаторы по видам экономической деятельности взамен классификаторов по отраслям проходил в нулевые годы весьма тяжело и болезненно для респондентов и пользователей статистической информации, что потребовало больших затрат, проведения разъяснительной работы. С учетом этого и принимая во внимание европейские и международные правила, которые устанавливают, что корректировка классификаций должна проводиться через разумные промежутки в 5-6 лет, а пересмотр - в 12-13 лет, планируем гармонизировать ключевые отечественные классификаторы с международными к 2015-2016 гг.

    Большой проблемой стало и то, что ряд ведомств в своей практике применяют не последние версии классификаторов ОКВЭД-2007 и ОКПД-2007, а старые, формально не отмененные Росстандартом. Так, прежние версии классификаторов применяют ФНС России и Федеральное казначейство. "Отраслевые" министерства также используют устаревшие версии при разработке технических регламентов и стандартов на выпускаемую продукцию.

    В результате сложилась неоднозначная ситуация с идентификацией видов экономической деятельности и продукции, не в полной мере обеспечивается сопряжение государственных информационных систем и ресурсов. Отсюда дополнительная нагрузка на бизнес-сообщество, когда предприятия вынуждены применять для каждого случая разные классификаторы.

    - Какие действия Росстат предполагает предпринять для улучшения ситуации?

    - В минувшем марте правительством утвержден План законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР. Росстат инициировал включение в План позиций, которые будут способствовать более полному использованию административных данных и эффективному межведомственному информационному обмену.

    Поделиться