06.08.2012 23:50
    Поделиться

    Дмитрий Медведев спустился на шахтерскую глубину

    Вчера рано утром литерный поезд премьер-министра Дмитрия Медведева прибыл в Томск, переживший несколько неприятных дней в кольце лесных пожаров.

    О той удушающей атмосфере практически ничего уже не напоминало. Ярко светило солнце, город был наполнен утренней прохладой. Разве что в воздухе еще стоял четко ощущавшийся запах гари.

    Изначально Томск в графике движения главы правительства по Сибири не стоял, но ближе к поездке эта горячая точка на карте России появилась в премьерском маршруте. Дмитрий Медведев провел здесь всего лишь около трех часов, чтобы обсудить ситуацию с противостоянием лесным пожарам.

    На совещании в областной администрации было констатировано, что пожароопасная обстановка сохраняется в ряде регионов страны. Прежде всего, в Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Томской области. "С учетом прогноза погоды до 20 августа ожидается тяжелая ситуация на территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов", - заявил глава МЧС Владимир Пучков.

    "Причем площади и число крупных возгораний не уменьшаются", - констатировал глава правительства. По данным главы Рослесхоза Виктора Маслякова, всего по стране действует 149 очагов возгорания. Треть их находится в Красноярском крае.

    Губернатор региона Лев Кузнецов тяжелую обстановку отрицать не стал, но счел нужным подчеркнуть, что пожары бушуют в зоне лесоохраны, а вокруг населенных пунктов ситуация остается под контролем. При этом он высказал мнение, что сегодня основной причиной лесных пожаров являются сухие грозы, а не человеческий фактор.

    Несмотря на это, многих граждан в разных регионах продолжают ловить буквально за руку и штрафовать за нарушение правил противопожарной безопасности. "Поведение людей на природных объектах является недопустимым", - считает Дмитрий Медведев.

    - Нужно выяснить причины, кто несет за это ответственность, - настаивал премьер. - Мы должны понимать, что эта ответственность, как и любая ответственность, должна быть абсолютно персональной.

    Правительство со своей стороны готовит ряд дополнительных мер для помощи регионам в тушении лесных пожаров. "Поручено проработать вопрос о погашении кредиторской задолженности субъектам Российской Федерации по тушению лесных пожаров, которая существует с прошлого года", - сообщил глава правительства. Также кабинету министров ранее было поручено дополнительно выделить средства из федерального бюджета на увеличение числа специалистов парашютно-десантной пожарной службы в регионах с 2013 года. "Мы об этом говорили. Это сделано", - сообщил Медведев.

    В четверг правительство снова вернется к вопросам противопожарной безопасности. На заседании будет рассматриваться концепция федеральной целевой программы "Пожарная безопасность на период до 2017 года". Премьер подчеркнул, что она должна учитывать не только текущую ситуацию, но и определять набор мер, которые позволят предотвращать пожары и эффективно бороться с их последствиями.

    Из Томска премьерский поезд двинулся в шахтерский край к проблемам угледобытчиков - в Ленинск-Кузнецком глава правительства намеревался обсудить меры по развитию угольной промышленности.

    В тему Дмитрий Медведев погружался в буквальном смысле слова. Сначала он приехал на шахту "Комсомолец", где на площадке перед клетьевым стволом встретил смену шахтеров, готовившуюся спуститься в забой. Разговор, конечно же, зашел о трудовых условиях.

    -Ну а что с зарплатой? - в какой-то момент переключил Медведев разговор на традиционную для встреч с рабочими тему.

    - Зарплаты много не бывает, - уклончиво ответили ему.

    Оценить доходы шахтеров взялся губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. "40-45 тысяч - жить можно", - заверил он, но понимания со стороны простых трудяг явно не встретил.

    В это время из забоя поднялась шахтерская смена, закончившая свою работу глубоко под землей.

    Они рассказали премьеру, что работа идет, план выполняется и перевыполняется, а если не будут работать, добывать и продавать уголь, то и зарабатывать не смогут. И вопрос главе правительства прозвучал в этой связи на злобу дня.

    - Цена на уголь снизилась, а транспортировка дороже добываемого угля, - недоумевали шахтеры.

    - Есть эта проблема, - согласился Медведев, возвращаясь в прошлый день, когда обсуждал развитие железных дорог. - Мы пока не наладили нормальную поставку вагонов после разделения парка.

    С "Комсомольца" глава правительства отправился на шахту "Листвяжная", где ему показали условия работы не только над землей, но и под - Дмитрий Медведев лично спустился на шахтерскую глубину. 

    "Заниматься проблемами угольной промышленности вдвойне эмоционально интереснее после посещения шахты", - заметил глава кабинета министров, поднявшись на поверхность и собрав совещание. После таких визитов, по словам премьера, лучше понимаешь ситуацию в отрасли. А ситуация как была непростой, так и остается. Основные фонды изношены, на многих угольных объектах используются устаревшие технологии, железнодорожная инфраструктура не способна в полном объеме обеспечить потребности угольной отрасли.

    - Надо стимулировать угольные компании к обновлению, формировать условия для глубокой переработки, - считает Медведев. - Надо не только эффективно использовать старые месторождения, но и создать новые центры угледобычи.

    Делать это необходимо, поскольку уголь еще долгие годы сохранит значительное место в энергетическом балансе. По прогнозам минэнерго, общемировое потребление в 27 процентов сохранится вплоть до 2030 года.

    При этом России имеет смысл в будущем больше ориентироваться на экспорт своего угля. "Потребление угля в основных сегментах внутреннего рынка снизилось", - сформулировал министр энергетики Александр Новак тенденцию последних лет. Причин здесь несколько: газификация страны и низкое соотношение цен на газ и уголь.

    Министр снова вспомнил о транспортной составляющей в цене на уголь. Влияет на нее не только железнодорожный тариф, но и значительно выросшие в цене услуги портов. "Мы бы хотели предложить варианты, которые бы позволили ОАО "РЖД" иметь возможность дифференцировать свою транспортную составляющую между отраслями", - заявил Новак.

    Но игроков угольной отрасли интересует не только железнодорожный тариф: пока надежд на внутренний спрос как стимул развития бизнеса у них нет. Россия здесь живет не как многие страны мира. В Европе в перспективе нашему углю будет тяжело конкурировать. Поэтому реальным рынком сбыта является Азия и, в первую очередь, Китай. "Нам надо понимать, будет или не будет развиваться инфраструктура на Дальнем Востоке", - заявили угольщики. Они также напомнили о широкомасштабном проекте экспорта электроэнергии в Китай, для реализации которого планировалось построить на территории России угольные электростанции.

    Поделиться