01.08.2012 23:05
    Поделиться

    Владимир Матецкий: Рок сегодня не менее прибылен, чем поп-музыка

    Композитор Владимир Матецкий убежден, что скоро интерес людей к музыке вспыхнет с той же силой, что и пятьдесят лет назад
    Рок-н-ролл и эстрада, "Лаванда" и "Здравствуй, мальчик Бананан", работа с западными суперзвездами и продюсирование молодых исполнителей... Кажется, нет области в музыкальном шоу-бизнесе, где не приложил бы свои силы композитор Владимир Матецкий. В мае Владимиру Леонардовичу исполнилось 60. С юбиляром беседует обозреватель "СОЮЗа".

    Владимир Леонардович, для вас не было неожиданностью поздравление от Президента Беларуси Александра Лукашенко.

    Владимир Матецкий: Думаю, что Александр Григорьевич просто любит творчество Софии Ротару и знает мои песни. А может, ему понравилась моя песня, которую поет Анжелика Агурбаш - "Я буду жить для тебя"? Она, по-моему, получилась неплохой. Из новых белорусских артистов в "Крок-Роке", фестивале молодых исполнителей, которым я занимаюсь, неплохо показала себя группа "Соника". Может быть, что-то с ребятами сделаем вместе - почему бы и нет.

    Ваш девиз по жизни - фраза из песни "Битлз" "Nothing gonna change my world", то есть "Ничто не изменит мой мир". Значит ли это, что с тех пор как вы в 60-х играли рок-н-ролл в группе "Удачное приобретение", вы не изменились?

    Владимир Матецкий: Все меняется вокруг, человек меняется, стареет, и я не исключение. А мой мир - он в моей голове. Мне многое в жизни интересно, и это, наверное, хорошо, что мои интересы распространяются далеко за пределы музыки - это и живопись, и кино, и книги, и архитектура. А любопытство хорошо отгоняет скуку, главного врага творчества! Мотивацией для всех рокеров нашего, "битловского", призыва было неудержимое желание играть любимую музыку, какие бы проблемы это ни привносило в жизнь. Конечно, было и желание покрасоваться на сцене перед девчонками, что тут греха таить, да заработать какие-то деньги удавалось, но коммерческой мотивации в полном смысле слова тогда еще не было.

    И в вашем легендарном, совместном с Юрием Чернавским, проекте "Банановые острова" тоже не было никакого коммерческого расчета?

    Владимир Матецкий: Какой расчет? Начинали мы с того, что просто обменивались какими-то шутками, идеями, ссылками на чьи-то вещи, и потом из этого мало-помалу "нарулилась своя фишка" (любимое Юрино выражение тех лет!). Но, как в жизни бывает, ты никогда не знаешь заранее судьбу тех или иных произведений - и "Банановые острова" не исключение. Когда нам с Чернавским стало ясно, что проект удался, появилось желание выпустить диск на "Мелодии", сняться на телевидении. Но ничего, к сожалению, не получилось. То есть съемки-то шли, в том числе в топовой программе "Новогодний аттракцион" Евгения Гинзбурга, только нас оттуда успешно вырезали. Снимались мы и на региональных студиях, но и из этого ничего не вышло. Так и остались "Банановые острова" в истории отечественной музыки магнитоальбомом. Потом диск все же вышел, но уже совсем в другое время, да и выпускающая компания проявила халатность, пропустив на диске песню "Зебра"!

    Вскоре после этого вы оставили рок и начали сочинять для советских поп-звезд. Как вы сегодня относитесь к стереотипу, что поп-музыка - это только чтобы заработать...

    Владимир Матецкий: Вы знаете, на роке сегодня люди зарабатывают ничуть не хуже, чем на поп-музыке! Надо понимать, что жанровые границы между рок- и поп-музыкой весьма условны. Приглядитесь - все, кто добился успеха, использовали тот или иной элемент "поп" (а это сокращение от слова популярный) культуры в своем творчестве. Коллеги всегда обращают внимание на успех, как, впрочем, и все остальные люди, так что реакция окружающих - это вполне понятный спектр эмоций.

    А вам самому было проще или сложнее работать, скажем, над "Автомобилями", чем в середине 80-х над песнями для таких суперзвезд, как Игги Поп или Элис Купер?

    Владимир Матецкий: Нет-нет, никакие сравнения невозможны! Песня "Автомобили" была хоть и типичной шуткой на злобу дня, работать над ней пришлось довольно долго: мы никак не могли найти для нее правильную ритмическую структуру, да и "накручивание" каких-то смешных звуков на синтезаторе заняло у Саши Буйнова немало времени. Клип в "Новогоднем огоньке" тоже снимался с большими затруднениями. Тогда только вышла жигулевская "девятка", которую "Веселые ребята" решили использовать на съемках, и проблемой было достать ее, а еще большей - закатить в останкинскую студию...

    А что касается иностранных звезд?

    Владимир Матецкий: Я часто работал за границей, общаюсь с западными музыкантами, продюсерами, авторами, певцами и могу сказать, что уровень их организованности несопоставим с тем, что есть у нас!

    И из наших артистов рядом с западными никого не поставишь в принципе? Даже вашу любимицу Софию Ротару?

    Владимир Матецкий: Нет слов, у Ротару невероятная работоспособность и энергетика, и это, как мне кажется, основные составляющие ее успеха. Но западный шоу-бизнес... Хотя один пример мощного нереализованного потенциала для западной карьеры я вам все же назову - это Владимир Пресняков-младший. У Володи был реальный шанс, когда он был совсем юн, здорово выглядел, имел великолепные вокальные данные, был пластичен, харизматичен... Короче, готовая звезда! Им реально заинтересовался влиятельный английский продюсер, готов был вложить серьезные деньги. И в Москве его поддерживала не менее серьезная менеджмент-компания. Но не срослось, не получилось... А жаль!

    Скажите, Владимир Леонардович, не легче ли сегодня композиторам и артистам, чем в советские годы? Никто, например, не запрещает певцам исполнять песни не членов Союза композиторов...

    Владимир Матецкий: Так сегодня новые песни не очень-то нужны сами по себе! Иногда я думаю, что, может быть, прав Боб Дилан, сказавший об этом в интервью несколько лет назад? Это, конечно же, утрирование ситуации, но то, что сегодня у людей отношение к новым песням совсем другое, точно. Не сочтите меня за ностальгирующего брюзгу, типа раньше и сахар был слаще, и вода мокрее - поверьте, я далек от такого! То, о чем я говорю, является предметом обсуждения во всей серьезной музыкальной блогосфере мира. Мое мнение - то, что мы видим вокруг, это естественный процесс: what goes up must come down, как пела группа Blood, Sweat & Tears. Скорее всего, история завершит свой очередной цикл, и интерес людей к музыке вновь вспыхнет с той же силой, как это было в 60-е.

    И кто тогда эту музыку будет сочинять - компьютеры?

    Владимир Матецкий: В фильме "Доживем до понедельника" есть забавный эпизод на эту тему - помните, диктор из телевизора, рассказывающий про роботов, пишущих музыку? Несмотря на все придумки новейших технологий, живой талантливый человек всегда будет интересен окружающим. Даже через тысячу лет, уверен.

    А на каком инструменте сейчас пишете музыку вы?

    Владимир Матецкий: Именно сейчас я записываю две песни с этническими инструментами для группы The Couple - мне это ново и интересно. А сочиняю в основном на акустической гитаре, играть на которой научился еще в 60-х. В детстве я занимался на фортепьяно у Софьи Моисеевны Карпиловской, ученицы Елены Гнесиной, и эти занятия мне дали очень много, в том числе и с точки зрения общего вкуса и видения музыки. В консерваторию я не пошел - думаю и сейчас, что правильно поступил. Недавно у меня в эфире (композитор ведет на станции "Серебряный дождь" цикл "Слова и музыка Владимира Матецкого". - Ред.) была знаменитая певица Кортни Лав, так вот она рассказывала, как буквально силком вытаскивала своего гитариста из музыкального колледжа Беркли, чтобы он, как она выразилась, "не потерял творческого духа"! Законченного образования - музыкального или любого другого! - по-моему, быть не может в принципе, век живи, век учись! Я бы и сегодня с удовольствием пошел учиться туда, где учат писать песни, только где это место?

    Поделиться