30.07.2012 23:51
    Поделиться

    Булгаков: Солдат призывают не мести двор, а учиться военному делу

    Завершился весенне-летний призыв на военную службу. В строй встали 190 тысяч призывников. Их родителей и близких волнует, как сын будет одет, обут и накормлен, проведет ли он этот год в человеческих условиях. Реформа Вооруженных сил внесла существенные перемены и в армейский быт. Что сегодня ждет солдата за воротами КПП?

    Об изменениях в солдатской жизни корреспонденту "РГ" рассказал заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, в чью сферу ответственности входит все материально-техническое обеспечение Вооруженных сил страны.

    Дмитрий Витальевич, когда-то в войсках бытовала такая байка. Солдата спрашивают: "Как вас кормят?" - "Хорошо, даже остается". "А что остается?" - "Лавровый лист". Что изменилось с тех пор?

    Дмитрий Булгаков: Абсолютно все - от сервировки стола до самоощущения солдата, который реально видит, что его призвали не мести двор или мыть посуду, а учиться военному делу.

    Если говорить о питании, то недавно утвержден новый солдатский паек, который стал разнообразнее и вкуснее. В обязательном порядке на обед готовятся минимум два первых блюда, два-три вторых, до пяти закусок - все из свежих овощей, мяса и рыбы. Мы отказались от перловой и ячневой круп, предлагаем на выбор гречку, рис и макароны. В типовой солдатский паек входят масло, яйца, чай и кофе, джемы, фруктовые напитки, свежие фрукты и много чего еще. Калорийность нашего пайка составляет 4374 килокалории - самая высокая среди армейских продуктовых наборов в мире. Кроме того, разработан и поступает в войска индивидуальный рацион питания.

    Наряд на кухню солдатам больше не грозит?

    Дмитрий Булгаков: Пищу уже не готовят повара-солдаты. Мы заключаем договора с профессионалами, как правило, это комбинаты столового или школьного питания, которые и обеспечивают наших солдат вкусной и здоровой пищей. Так что картошку по наряду чистить не надо. Солдатские столовые, где за один стол садились и вставали по команде сразу десять человек, тоже остались лишь в старых фильмах. Теперь, как в кафе, столики на 4-6 человек, каждый выбирает себе на раздаточной линии блюда по вкусу и садится, где хочет. К слову, на столах полная сервировка: ложка, нож, вилка, чайная ложечка. Сейчас переходим на красивую белоснежную посуду из ударопрочного стекла, в народе ее называют еще акропаловой: уже в этом году закупили более миллиона предметов на 200 с лишним миллионов рублей.

    Тем острее воспринимаются жалобы на однообразный рацион, а особенно - происшествия с пищевыми отравлениями. Ведь такие случаи были?

    Дмитрий Булгаков: К сожалению, были. Но по ним сразу принимается радикальное решение: комиссия, разбирательство и оргвыводы. С недобросовестными поставщиками разрываем контракт, а люди, допустившие такое происшествие, которое мы считаем чрезвычайным, несут наказание. У каждого солдата есть командиры, и обеспечить контроль - их святое дело. Кстати, аутсорсинг включает в себя и нелюбимые прежде хозяйственные работы, особенно уборку помещений и территории части. Теперь это тоже выполняют нанятые гражданские фирмы, дело солдата - осваивать боевую науку.

    Успешно учиться порой мешают то жара, то морозы, от которых молодые солдаты оказываются в лазарете. Англичане говорят: не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда. У нас ведь случались скандалы с массовой простудой целых подразделений?

    Дмитрий Булгаков: Я бы переиначил эту пословицу: в армии нет плохой одежды, есть плохие командиры. Специально для вас мы подготовили комплект многоуровневой системы одежды. Посмотрите, сколько там предметов?

    Я насчитал десять темнозеленого цвета и еще один - песочного.

    Дмитрий Булгаков: Правильно. Бежевого цвета - это костюм для жарких районов. А при температурах от +15 до -40 градусов используются 7 различных уровней из типового набора предметов. Туда входят два вида термобелья - нательное и теплое; куртка флисовая; костюмы со специальной пропиткой, защищающие от ветра, песка и дождя; куртка с легким дышащим слоем утепления и, наконец, утепленный костюм для экстремально холодной погоды. На голову надевается фуражка хлопчатобумажная, в зимнее время - шапка зимняя нового образца. На ноги - ботинки из натуральной кожи с водонепроницаемой дышащей мембраной, с хлопчатобумажными или шерстяными носками, в холод - утепленные берцы с дополнительными вкладными стельками, а, если уж совсем лютый мороз, - еще более теплая специальная обувь.

    Помимо этого, выдаются спортивный костюм и кроссовки. Все предметы изготовлены из материалов с применением новейших технологий, одежда надежно защищает как от внешнего погодного воздействия, так и от перегрева тела. Но ведь всем этим надо уметь пользоваться, выбирать правильный костюм в зависимости от погоды. У хорошего, опытного командира ни один боец насморка не получит, не то чтобы простудиться.

    По сравнению с бывшим х/б обмундированием и кирзовыми сапогами, как сказали бы в Одессе, - две большие разницы. А казарма, где живут солдаты, тоже изменилась?

    Дмитрий Булгаков: Такое название еще употребляют по старинке, хотя мы от него уже отказались. Привычнее стали спальные помещения, помещения для отдыха личного состава. По уровню комфортности они ближе к гостиничной или домашней обстановке. За редким исключением, повсюду одноуровневые спальные места. Вместо бывших солдатских коек - новые кровати, они шире прежних, с хорошими матрацами, подушками и одеялами нового образца.

    11 деталей одежды входит в многоуровневый комплект солдатского обмундирования

    Была целая дискуссия, как лучше размещать солдат: в общем большом помещении или по кубрикам? В кубриках уютнее, зато когда все на виду, меньше ссор.

    Дмитрий Булгаков: Пока используем прежние общие помещения. Мы ведь не строим новые дома ни для солдат, ни для офицеров, этим занимаются другие службы - по строительству и расквартированию войск. Мы лишь обустраиваем то, что имеется, создаем там комфорт.

    Борьба с неуставными отношениями и казарменным хулиганством тоже не прямая ваша обязанность, но все же: почему все в армии меняется, а это зло остается?

    Дмитрий Булгаков: Дисциплина - общая ответственность всех, кто носит погоны. На мой взгляд, слухи о пресловутой дедовщине теперь все же сильно преувеличены. Мы для себя считаем так: чем уютнее и комфортнее организован быт солдат, тем меньше поводов для раздражения и ссор, лучше порядок.

    Чем еще, помимо вещевого и продовольственного обеспечения занимаются органы вновь сформированной системы МТО, что включают в себя ее службы?

    Дмитрий Булгаков: В процессе реформирования армии на базе органов тыла и технического обеспечения создана система материально-технического обеспечения, функции которой существенно выросли. В числе наших главных задач - обеспечение оперативной, боевой и мобилизационной готовности войск, накопление и содержание запасов техники и вооружения, ресурсное снабжение ракетным топливом и горючим, перевозка и утилизация боеприпасов. В МТО также входят автобронетанковая и ракетно-артиллерийская службы, служба шкиперского и воздушно-десантного имущества, структуры транспорта и Железнодорожных войск, метрологическая, экологическая, ветеринарно-санитарная службы и много других компонент. Словом, создан единый, мощный материально-технический комплекс с вертикально выстроенной системой управления - от центрального аппарата до войскового звена. Он занял ключевые позиции в жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных сил.

    Вы назвали в числе задач перевозку и утилизацию боеприпасов. Почему стала возможной череда громких ЧП, когда взрывались целые склады оружия, нанося громадный ущерб, были даже жертвы?

    Дмитрий Булгаков: Потому, что не просто годами, а многими десятилетиями этим никто всерьез не занимался. Иные склады напоминают скорее огромные свалки оружия под открытым небом, где можно найти боеприпасы времен Первой мировой войны. Только вдумайтесь в цифры: с 2010 года мы перевезли на утилизацию почти 100 тысяч вагонов с этим смертоносным грузом. За один лишь прошлый год перевезено боеприпасов в два раза больше, чем при подготовке крупнейшей операции "Багратион" в годы Великой Отечественной войны. А в нынешнем году - в два раза больше прошлогоднего.

    Теперь уже завершаются работы по строительству и капитальному ремонту хранилищ ракетно-артиллерийского вооружения в рамках Федеральной целевой программы с установкой автоматической пожарной сигнализации, молниезащитных устройств, охранными периметрами. Министром обороны поставлена жесткая задача: в минимально короткие сроки вся боевая техника, вооружения и арсеналы должны быть укрыты в надежных, безопасных капитальных хранилищах. А излишки - утилизированы.

    Столь разноплановые задачи обеспечения армии требуют специалистов очень высокой квалификации. Где вы их находите?

    Дмитрий Булгаков: Готовим сами. Уже в этом году более 1500 специалистов материально-технического обеспечения надели лейтенантские погоны. Причем 224 из них получили дипломы с отличием, а 23 - золотые медали. К слову, 40 выпускников нашей бывшей академии тыла и транспорта, переименованной теперь в Военную академию МТО им. А.В. Хрулёва, стали участниками приема в Кремле, это почетно.

    Однако, в интересах подготовки кадров высокой квалификации, мы считаем целесообразным реорганизовать разноподчиненные образовательные и научные учреждения и создать единую систему обучения в Академии МТО как для минобороны, так и для спецслужб и других структур, в которых предусмотрена военная служба.

    Ветеранам Тыла, имеющего более чем 300-летнюю историю, конечно, грустно, что это название уходит в прошлое. Но еще остался День Тыла Вооруженных сил РФ, который традиционно отмечается 1 августа. Не хотели бы поздравить товарищей по боевому строю?

    Дмитрий Булгаков: Пользуясь такой возможностью, искренне поздравляю всех солдат и офицеров, рабочих и служащих, выполняющих важные задачи обеспечения Российской армии, всех ветеранов Тыла с нашим профессиональным праздником. Желаю большого счастья, здоровья и благополучия, новых успехов в создании достойных условий жизни и службы защитников Отечества.

    Поделиться