30.07.2012 15:40
    Поделиться

    В СК рассказали, из-за чего на Урале падают самолеты и сходят с рельс вагоны

    Специалисты Уральского следственного управления на транспорте СК РФ проанализировали структуру ЧП и уголовных дел, возбужденных с начала года. Руководитель управления Дмитрий Путинцев рассказывает корреспонденту "РГ" о том, что зафиксировала ведомственная статистика, о главных причинах транспортных ЧП.

    Дмитрий Путинцев: В общей сложности за первую половину 2012 года в Управление поступило 1672 сообщения о  преступлениях, совершенных на транспорте: убийствах, причинении тяжкого вреда здоровью, изнасилованиях - перечень большой. Стоит отметить, что их на треть больше, чем в первом полугодии прошлого года. По итогам проверок было возбуждено 445 уголовных дела, больше всего - в Нижнетагильском (79) и Оренбургском (74) следственных отделах на транспорте. Для сравнения: за первое полугодие 2011 года следователи возбудили 358 дел. В частности, в этом году выросло число коррупционных преступлений.

    Российская газета: Расскажите, пожалуйста, о таких преступлениях.

    Путинцев: С 2012 года к коррупционным преступлениям, которыми занимается Следственный комитет, добавились взяточничество и коммерческий подкуп. В этом полугодии в Управление поступило 226 сообщений о фактах коррупции, было возбуждено 140 уголовных дел. 24 дела были направлены в суд, из них 18 - дача взятки, 6 - получение взятки, злоупотребление и превышение должностными полномочиями.

    Одно из самых серьезных преступлений было выявлено в Челябинской области. Несмотря на то, что декларирование грузов на пропускных постах было отменено, трое сотрудников челябинской таможни вместе с двумя представителями коммерческих фирм вымогали взятки у предпринимателей в челябинском межрайонном автомобильном пропускном пункте, обещая облегчить прохождение скоропортящегося товара. Как установили следователи, таким образом группировка получила от коммерсантов 10 миллионов рублей. Соучастникам в составе организованной группы предъявлено обвинение в получении взяток в особо крупном размере. Сейчас расследование уголовных дел в отношении них завершено, дела направлены в суд.

    В ряде регионов УрФО были выявлены преступления, совершенные сотрудниками центра Государственной инспекции по маломерным судам: они выдавали удостоверения, дающие право управлять маломерными судами, людям, не прошедшим необходимое обучение и проверку навыков вождения. Например, как выяснили следователи, в Нижнем Тагиле сотрудник ГИМС выдал 28 ложных удостоверений. Не так давно уголовное дело в отношении него было направлено в суд. Он обвиняется в служебном подлоге, повлекшем существенное нарушение интересов государства (ч.2 ст.292 УК РФ), и злоупотреблении должностными полномочиями (ч.1 ст.285 УК РФ).

    Есть должностные преступления со стороны полицейских. Например, следователи направили в суд дело в отношении сотрудника патрульно-постовой службы линейного пункта полиции на станции Дружинино. Как было установлено, в январе этого года он проник в кабинет своего начальника и похитил с его стола банковскую карту, которая была изъята во время доследственной проверки у погибшего в поезде пассажира. Обвиняемый успел снять с нее 35 тысяч рублей.

    А в Перми преподаватель института железнодорожного транспорта был уличен в получении взяток от студентов. Учащиеся вуза "подарили" ему телевизор и ноутбук в обмен на хорошую сдачу экзамена.

    РГ: Дмитрий Евгеньевич, а как расследуется громкое ЧП, связанное с пропажей Ан-2 в Серове?

    Путинцев: Следователи уже выполнили первоначальные оперативно-розыскные мероприятия. Сейчас проводятся экспертизы, направляются запросы в различные организации и ведомства для получения дополнительной информации. В данном уголовном деле очень большой объем работы. Однако если самолет не получится найти, то в перспективе следствие придется приостановить. Дело будет возобновлено, как только появятся новые обстоятельства.

    РГ: Что обычно является причиной авиакатастроф, которые то и дело происходят на Урале?

    Путинцев: В 85 процентах случаев крушение воздушного транспорта происходит из-за человеческого фактора, только в 15 - технической неисправности. Что касается конкретных ЧП, то сейчас нельзя однозначно говорить о том, из-за чего именно они произошли, - причины пока устанавливаются.

    РГ: На Урале также часто сходят с рельс вагоны на железной дороге. Из-за чего это случается?

    Путинцев: Причины разные, в целом их также можно связать с человеческим фактором. В одних случаях это перегруз вагонов, в других - некачественный ремонт железнодорожного полотна. К слову, в этом году было завершено расследование уголовного дела об утечке брома из вагона грузового поезда на Челябинской железной дороге. Уже провозглашен и приговор. Суд признал, что ЧП произошло из-за неправильной организации транспортировки опасного груза дежурным по станции.

    РГ: Какие технические новинки на вооружении у ваших следователей?

    Путинцев: Нашим следователям приходится работать преимущественно на отдаленной, труднодоступной территории. Например, на месте падения воздушного транспорта в лесной зоне. Понятно, что каждый день туда трудно ездить. Поэтому следственно-оперативная группа живет рядом с местом ЧП, пока идет сбор вещественных доказательств. Для этого есть пневмомодуль - проще говоря, палатка, оборудованная автономной системой электроснабжения и отопления. Также в арсенале следователей передвижные криминалистические лаборатории. А до тех мест, до которых невозможно доехать на машине, они добираются на квадроциклах, снегоходах.

    Следователи используют в работе и другое современное оборудование: цифровую технику, металлоискатели, детекторы взрывчатых веществ, газоанализаторы, эхолоты... Когда нельзя попасть на место происшествия - например, если там находится взрывчатка или яды, - для фиксации используется  специальное фотооборудование, позволяющее делать снимки территории на расстоянии до полукилометра.

    А еще в этом году в нашем управлении появился специалист-полиграфолог для проверки правдивости показаний.

    Справка "РГ"

    В зону ответственности Уральского следственного управления на транспорте СК РФ, помимо регионов Уральского федерального округа, входят также Пермский край и Оренбургская область. На этой территории находятся 27 аэропортов, в том числе 9 международных и 8 федеральных, и до половины вертолетного парка страны.

    Поделиться