"Водки "Столичная" и "Московская" очень сильные экспортные бренды, - рассказал "РГ" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. - На алкогольных рынках США и ЕС они входят в пятерку самых продаваемых марок. После "Смирнова" с объемом 200 миллионов литров в год и "Абсолюта" с годовым объемом продаж 100 миллионов литров под марками "Столичная" и "Московская" стабильно продается 23-24 миллиона литров. Примерный ежегодный оборот от их продажи 600-700 миллионов долларов. Для России это была бы весьма существенная статья пополнения бюджета". По словам эксперта, на внутреннем российском рынке сейчас правят бал другие торговые марки, но иностранцы с 1970-х годов привыкли доверять советской водке, которая тогда за счет госмонополии отличалась высоким качеством и превосходным вкусом.
"Это довольно сложный юридический прецедент, когда две стороны в равной степени полагают себя вправе использовать эти бренды. До решения суда получалось, что разные структуры разливали водку под одной торговой маркой. Бренды узнаваемы на Западе и привлекательны. Понятно, что за привлекательные активы всегда идет борьба. Поставить точку в споре сможет только объективный беспристрастный международный суд", - полагает председатель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Российские власти оспаривали в международных судах действия голландской структуры российского олигарха Юрия Шефлера, которая с конца 90-х годов выдавала лицензии на использование наших водочных брендов по всему миру.
Сам Юрий Шефлер утверждал, что законно приобрел права на них после приватизации государственное винно-водочного объединения "Союзплодоимпорт". Российские власти опровергли притязания бизнесмена, сочтя их безосновательными, и через голландский суд добились решения в свою пользу. Он постановил, что госпредприятие было приватизировано в нарушение законной процедуры, поэтому все права на торговые марки остались в собственности России.
Кроме того, суд запретил голландской компании писать на этикетках своих продуктов "Русская водка" и "Произведено в России". По мнению суда, эти надписи вводят потребителей в заблуждение относительно происхождения продукта, так как основная часть водки под этими брендами разливается в Риге.
Российская сторона намерена не только вернуть себе все права на использование этих торговых марок, но и добиться крупной денежной компенсации за их длительное незаконное использование.