25.07.2012 11:00
    Поделиться

    На Валааме завершился фестиваль "Академия православной музыки"

    Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря завершился IV Международный Фестиваль "Академия православной музыки". Уникальный просветительский проект, который призван познакомить с православной культурой и певческой традицией даже далеких от церкви людей, год от года собирает все больше слушателей. В своем интервью "РГ" научный консультант "Академии православной музыки" Екатерина Смирнова рассказала о том, как можно создать хор за две недели, о миссионерской литургии в  Исаакиевском соборе и о трудностях сочинения духовной музыки для современных композиторов.

    Как изменилась "Академия православной музыки" за прошедшие годы?

    Екатерина Смирнова: Фестиваль постоянно развивается и растет, хотя в целом его концепция уже четвертый год остается неизменной: мы открываем летнюю школу, в которой занимается сводный академический хор, предлагаем публике разнообразнейшую концертную программу с участием высокопрофессиональных коллективов из разных стран:  Греции, Румынии, Болгарии, Грузии, Сербии. Не в первый раз к нам приезжают Афонские монахи, носители певческой византийской традиции. В этом году мы впервые пригласили очень самобытный коллектив - коптский хор "David Ensemble" из Египта. Основная цель  фестиваля - просвещение россиян и жителей других стран в области православного пения и возрождение древних певческих традиций. Фестиваль уникален, и не имеет аналогов в мире: в нем миссионерское направление ("объяснить, рассказать, показать") объединено с современной подачей традиционных, древних знаний. Важно, чтобы молодые люди из разных стран поняли, что православная певческая традиция и люди, которые занимаются церковным пением - важная и интересная часть современной  жизни.

    Для кого создана летняя школа? Можно ли освоить церковное пение "с нуля", если имеются только хорошие вокальные данные?

    Екатерина Смирнова: Для учеников летней школы организованы два курса. Первый для тех, кто связан так или иначе с церковным пением - регентов, певчих, дирижеров. Второй курс - для тех, кто только-только начинает петь в церкви. Среди них много иностранцев, которым для начала приходится изучать церковнославянский язык. Для всех академистов обучение в летней школе бесплатное, поскольку фестиваль проходит при поддержке министерства культуры и администрации президента России. Все участники проходят отбор - конкурс в этом году составил три человека на место, то есть на 110 мест пришло более 300 заявок. Кроме того, академистам оплачиваются расходы на перелет и проживание. Когда возникла идея фестиваля, то школу изначально хотели открыть на Валааме, но в итоге она открылась в Петербурге.

    География участников летней школы так же разнообразна, как и география приглашенных коллективов?

    Екатерина Смирнова: В этом году в школе была представлена 21 страна: США, Грузия, Австрия, Норвегия, Финляндия, Франция, Италия, Македония, Болгария, Греция, Румыния и другие, а также 19 городов России. Мы впервые дали отчетный концерт в Капелле и, конечно, волновались за академистов, ведь одно дело работать с коллективом несколько лет и совсем другое - когда объединяются люди с разным уровнем подготовки, разной манерой пения. Им, впервые увидевшим друг друга, предстояло спеться и разучить далеко не одно произведение всего за две недели. С ними занимались известные во всем мире профессионалы: главный хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко, художественный руководитель хора "Древнерусский распев" Анатолий Гринденко, художественный руководитель и главный регент Праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря Георгий Сафонов, Никола Попмихайлов, преподаватель византийской церковной музыки Белградского университета, всемирно известная исполнительница православной церковной музыки Дивна Любоевич, а также ведущие преподаватели Санкт-Петербургской консерватории. И каждый педагог показал, что может сделать хор на его материале: в программе прозвучали песнопения византийской и сербской традиций, обработки древнерусских распевов, духовная музыка композиторов нового времени.

    После двухнедельного курса академистам предстояло дать концерт в Новгороде на Ярославовом дворище и озвучить миссионерскую литургию в Исаакиевском соборе. Служба сопровождалась комментариями дьякона Андрея Кураева. Он объяснял собравшимся, что и зачем происходит во время литургии. Это была просветительская акция для тех, кто мало знаком с церковной традицией и стесняется задавать вопросы. Народу собралось больше тысячи, и священник читал в алтаре вслух те молитвы, которые на обычной службе он читает про себя. В исполнении хора звучали песнопения последней четверти XVII века. Преподаватели кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории специально для этого события расшифровали старинные распевы, которые в Исаакии не звучали, потому что к моменту его постройки так уже не пели.

    Валаам - тоже не самое традиционное место для выступлений.

    Екатерина Смирнова: Да, там сводный хор Академии принимает участие в литургии. Обычно во время литургии на клиросе поет либо монашеская братия, либо праздничный мужской хор этой обители. Но во время фестиваля владыка благословляет наш хор петь вместо них, хотя в нем участвуют и мужчины, и женщины. На Валааме проходит и финальный концерт, который мы даем в Спасо-Преображенском соборе, своды которого ничего подобного прежде не слышали.

    В этом году в концерте приняли участие замечательная сербская певица Дивна Любоевич и главный протопсалт Карейского Соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Святой Горы Афон, монах Иаков. Я помню, что в 90-е годы в Петербурге на концерты духовной музыки приходили в основном христиане "со стажем" - обычно по человеку видно, насколько комфортно он себя чувствует в подобной обстановке. Тогда эта музыка только-только начинала звучать в концертных залах. Сегодня, когда я выхожу на сцену и веду концерт, то вижу, что в зале очень много светской публики и очень много молодежи. Можно сказать, что за эти годы состав публики "обновился" - концерты духовной музыки привлекают все больше и больше людей. Каждый год наш фестиваль собирает полные залы - практически все концерты проходят с аншлагом.

    В этом году были подведены итоги первого международного конкурса композиторов "Роман Сладкопевец" и начался прием заявок на следующий. Почему жюри возглавил такой светский композитор, как Алексей Рыбников, а первая премия так и не была присуждена?

    Екатерина Смирнова: Конкурс для композиторов, пишущих духовную музыку, вырос из фестиваля "Академия православной музыки" и проекта "Великопостные концерты", с помощью которого мы возрождаем дореволюционные традиции просветительских музыкальных вечеров во время Великого поста. В какой-то момент мы просто столкнулись с тем, что в репертуаре хоровых коллективов очень мало современной духовной музыки. Для его пополнения мы и объявили в прошлом году первый конкурс. Мы ожидали, что придет порядка 50 партитур, а пришло 250! И даже когда срок приема заявок истек, продолжали приходить партитуры из разных стран. Номинаций было две: хоровая миниатюра на тексты духовного содержания и крупная форма. Тематика достаточно широкая, наверное, поэтому и интерес был так велик. Конкурс был полностью анонимным - жюри до последнего момента было засекречено, а участники конкурса присылали партитуры под условными девизами.

    Финал конкурса вскрыл множество проблем - в частности, недостаточную подкованность композиторов в духовной сфере. Многие из них слабо представляют себе место конкретного текста в богослужении и так далее. Когда композитор понимает, что его произведение может звучать в храме, на него это налагает огромную ответственность, которая многих пугает. Еще одна проблема - церковный канон. Он сохранился в иконописи, в планировке храма, ходе богослужения и облачениях священников. А вот музыка отошла от канона еще в XVIII веке. XX век уничтожил традицию церковной музыки вовсе - если до революции композиторы с детства слышали церковное пение и были воцерковлены, то, начиная с 1917 года, традиция была практически уничтожена богоборческой властью.

    Возможно, поэтому в нашем конкурсе первое место осталось неприсужденным - жюри под руководством композитора Алексея Рыбникова не увидело сочинения, в полной мере отвечающего необходимым критериям. Рыбников хоть и светский человек, но глубоко верующий. Его знаменитая "Юнона и Авось" несет огромный заряд духовности. Прием заявок на второй конкурс, который будет посвящен 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, только начался и будет продолжаться два года. Жюри пока по традиции засекречено.

    Поделиться