23.07.2012 23:00
    Поделиться

    Александр Габуев: Интеграция в АТР станет локомотивом для развития ДФО

    Александр Габуев, Власть

    В нынешнем году Россия впервые в истории является председателем престижного форума, объединяющего 21 страну с 40% мирового населения и 54% ВВП планеты - саммита АТЭС, который пройдет во Владивостоке в начале сентября.

    Идею провести форум именно во Владивостоке в 2007 году выдвинул Владимир Путин. Задумка заключалась в том, чтобы использовать саммит для превращения Владивостока в современный город и главный форпост России в динамичном Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), куда сейчас активно смещается центр мировой экономики и геополитики.

    Для проведения саммита на острове Русский должен быть построен комплекс зданий, который потом отойдет университету, сам остров будет соединен с материком грандиозным мостом (еще два моста свяжут разбросанные по бухте районы города с аэропортом), а в самом Владивостоке возведут новые объекты инфраструктуры. На эти цели Россия потратит $22 млрд, причем 40% из них - бюджетные средства, а остальное - небюджетные (в основном от госкомпаний во главе с "Газпромом").

    Но, несмотря на колоссальные вложения и повышенное внимание первых лиц государства, стройка заметно отстает от графика. Например, визитную карточку - мост на остров Русский - должны были достроить еще в прошлом году. Губернатор Дарькин выпросил перенести срок сдачи объекта на май 2012-го, но к началу марта стройка была далека от завершения: из 1,1 км мостового перекрытия готовы лишь 500 м.

    Завершение стройки во Владивостоке - важное, но далеко не единственное условие успешного проведения саммита АТЭС. "За всеми этими разговорами о том, нужен ли мост на остров Русский, или кто сколько украл, забывается главное: мы впервые принимаем саммит такой важной организации, как АТЭС. Поэтому мы должны блеснуть не только зданиями и организационным уровнем, но и высоким уровнем повестки саммита и выдвинутых нашей страной инициатив",- рассказывает "Власти" чиновник, занимающийся подготовкой повестки саммита.

    По сложившейся традиции каждая страна - председатель АТЭС заранее объявляет приоритеты своего председательства. Российские приоритеты президент Дмитрий Медведев представил на ноябрьском саммите АТЭС на Гавайях. Всего их четыре. Во-первых, либерализация торговли и инвестиций, а также региональная экономическая интеграция. Во-вторых, укрепление продовольственной безопасности. В-третьих, формирование надежных транспортно-логистических цепочек. В-четвертых, взаимодействие для обеспечения инновационного роста. При этом, по словам готовящих форум чиновников, главная задача Москвы - увязать приоритеты АТЭС с задачами развития России, особенно Сибири и Дальнего Востока.

    При переходе от расплывчатых приоритетов к конкретным предложениям едва ли не ключевую роль играет Деловой консультативный совет (ДКС) АТЭС. Формально ДКС является консультативной структурой, но именно в ходе дискуссий совета (все его заседания проходят в закрытом для журналистов режиме) формулируются рекомендации, итоговый список передается главам государств перед каждым саммитом в виде письма. Россию в ДКС представляют президент ВТБ Андрей Костин (он будет председателем саммита глав корпораций в рамках встречи во Владивостоке), глава "Базового элемента" Олег Дерипаска и председатель совета директоров группы "Сумма" Зиявудин Магомедов, который в этом году является председателем ДКС.

    Самым громким из продвигаемых ДКС проектов стала идея создать фонд трансферта технологий. Этот фонд должен был заниматься обменом ключевых технологий, устранением административных барьеров для их внедрения, а также защитой интеллектуальной собственности. По словам исполнительного директора ДКС, вице-президента "Суммы" Лейлы Мамедзаде, таким образом фонд стал бы цивилизованным инструментом, который позволил бы развивающимся странам обеспечить недискриминационный доступ к технологиям, а развитым странам - способствовать развитию отстающих и сглаживать региональные дисбалансы.

    Однако идея, которая могла бы обеспечить России доступ к передовым разработкам, была встречена Западом в штыки. На февральском заседании ДКС, которое проходило в Гонконге, инициативу раскритиковали представители развитых экономик, прежде всего США. Правда, члены российской делегации отмечали, что все равно рассчитывают провести идею через ДКС, пусть и в измененном виде. Теперь Россия предлагает создать партнерство для обсуждения вопросов трансферта технологий в АТЭС, а создаваемый центр пока ограничить национальным уровнем и капиталом около $10 млрд.

    Еще одна инициатива - стимулирование строительства городов по новейшим экологическим стандартам. Как рассказала "Власти" Мамедзаде, особенно актуален этот вопрос для России, в частности для Дальнего Востока. "В отличие от США и многих других стран, у нас не существует ни соответствующих техрегламентов, ни экологических стандартов,- отмечает она.- Самое главное, нет налоговых стимулов для строительства зданий по новейшим технологиям. В США, например, покупка квартиры в экодоме приводит к снижению ставки налога на недвижимость, и хотя само жилье оказывается дороже, благодаря этой мере стимулы появляются и у застройщиков, и у покупателей".

    Третья российская инициатива в ДКС - создание системы обмена информацией о ценах на продукты питания в рамках АТЭС, что повысило бы продовольственную безопасность и сделало бы рынок более прозрачным. По словам Мамедзаде, в будущем эти меры помогут упрочить России свои позиции в качестве одного из ведущих экспортеров продовольствия на азиатских рынках.

    Наконец, едва ли не самая важная для России инициатива - изучение лучших практик стран АТЭС в сфере транспорта. По словам Магомедова, РФ специально инициировала создание рабочей группы по инфраструктурному развитию. Перенос части транзита товарных потоков между Европой и Азией на территорию РФ не только предоставил бы России возможность лучше связать свой Дальний Восток и Сибирь с европейской частью страны, но и позволил бы национальным компаниям получать до $50 млрд ежегодно. Однако этим грандиозным планам мешает ужасающее состояние российской транспортной инфраструктуры, особенно ее дальневосточного сегмента.

    По данным исследования APEC Supply Chain, проведенного бизнес-школой Marshall Университета Южной Калифорнии, Россия находится на последних местах среди 21 страны АТЭС по всем логистическим показателям. По показателю легкости проведения внешнеторговых операций РФ занимает последнее место, а по общей оценке работы логистической системы - предпоследнее, опережая лишь Папуа-Новую Гвинею. Схожую картину дает исследование гонконгского Центра изучения логистики: "Высокая степень бюрократизма и коррупции, монополизм, многочисленные торговые барьеры, неповоротливая таможня и запутанная нормативно-правовая база препятствуют торговле".

    Выходит, что работа в АТЭС может помочь России позаимствовать многие передовые практики во всех отраслях. Это поможет при интеграции в АТР, которая должна стать локомотивом для развития Дальнего Востока. Только так этот регион в долгосрочной перспективе можно трансформировать из депрессивной зоны в экономически успешную территорию, которая будет привлекать население.

    Также доступна английская версия статьи.