24.07.2012 15:55
    Поделиться

    На Олимпиаде в Лондоне фоторепортерам будут помогать роботы


    Техники британского фотоагентства Reuters начали установку специальных радиоуправляемых фотокамер над рингом на арене "Эксель" в Лондоне. Там  будут проходить соревнования по боксу. Профессиональная съемочная аппаратура закреплена на специальных струбцинах и под куполом спорткомплекса "Олимпик Парк", где собираются играть баскетбольные команды. Роботизированными камерами будут управлять при помощи джойстика. Одна из них будет закреплена на высоте в 30 метров.  Благодаря этим техническим средствам, начиная с 27 июля, читатели "Российской газеты" смогут увидеть в рубрике "Фоторепортажи" снимки в необычных ракурсах.

    Можно сколь угодно иронизировать и цитировать слова песню из кинофильма "Приключения Электроника: "... Вкалывают роботы, а не человек".  Но ныне съемка серьезных спортивных событий - это высокотехнологичный процесс, в котором задействованы команды профессионалов. Их экипировка стоит порой намного дороже, чем у спортсменов, а уровень подготовки и мастерства соответствует уровню олимпийцев.

    Большинство фотоиллюстраций в газетах, журналах и на интернет-порталах с будущей Олимпиады будут созданы репортерами ведущей пятерки мировых новостных фотоагентств. Помимо Reuters, в нее входит старейшее в мире агентство France Press, американские Associated Press и Getty Images, германское EPA. От каждого из агентств на матчах и состязаниях работает не один репортер, а сразу несколько. В помощь им - радиокамеры, которые установлены в самых необычных местах - там, где нельзя находиться постронним, чтобы не мешать гонкам, забегам, заплывам, прыжкам и играм. Понятно, что никто там давно не снимает на архаичную фотопленку. Сигнал из камеры отправляется по беспроводной сети на ноутбуки фоторедакторов, которые располагаются по соседству. Из тысячи кадров фоторедактор выберет лучшие и выставит на ленту новостей. Оттуда кадры разойдутся по газетным полосам и страницам сайтов по всему миру.

    Времена, когда фотокорреспондент мог приехать на Олимпийские игры, вооружившись лишь "Leica" и блокнотом, давно прошли. Безусловно, сейчас фотографом себя может назвать и любой обладатель iPhone. А уж тот, кто обзавелся зеркалкой от модного бренда и вовсе может мнить себя Ричардом Аведоном. Но на Олимпиадах, впрочем как и на многих других мероприятиях, порой попадаются "фотокорреспонденты", неведомыми путями получившие аккредитацию лишь для того, чтоб ходить на разные мероприятия, где их порой гораздо больше интересует тусовка и фуршет. Профессионалы одарят его ироничной улыбкой и решат, что человек просто приехал за сувенирами и потусоваться. Конечно мы не берем в рассчет новую формацию мультимедийных журналистов, которые порой могут в одно лицо снимать фото и видео, брать интервью и передавать тексты на сайты и в номер. Для многих редакций такие журналисты - единственный вариант получить эксклюзивную информацию с главного спортивного события четырех лет. Но на съемках соревнований мультимедийные корреспонденты конкурировать с агентствами не могут.

    Стоит заметить, что фоторепортеры мировых фотоагентств, которые будут работать на Олимпиаде - это вовсе не узкопрофильные специалисты. Заблуждение, что ничего в своей жизни, кроме мячей, ворот и беговых дорожек, они, якобы, не видят. В международной команде Reuters - репортеры, получившие награды на международных конкурсах вовсе не только за освещение спортивных состязаний. Например, Каи Фаффенбах (Kai Pfaffenbach) из Франкфурта, чьи работы с недавнего Чемпионата Европы по футболу  неоднократно украшали страницы "Российской газеты", снимал и в горячих точках в Афганистане, и пожары, и наводнения, и освещал конфликт на Ближнем Востоке.

    Устройства для радиоуправления фотокамер появились в конце 1970-х годов. Первым в СССР использовал в репортерской работе  радиоуправление для фотокамеры Сергей Гунеев. У Агентства Печати Новости (АПН) , в штате которого он состоял, таких устройств не было и в помине. На московскую Олимпиаду-80 японская фирма "Nikon" привезла свои передовые разработки, чем не преминул воспользоваться Гунеев, выпросив новинку со стенда на пару дней. По его воспоминаниям, эта штуковина была громоздкой, высотой в 15 сантиметров. С фотоаппаратом она соединялась при помощи длинного тросика. Сотрудники советского КГБ очень удивились, увидев нечто, похожее на шпионскую рацию. Пошутили насчет того, что по ней сигнал будет передаваться прямо в штаб-квартиру ЦРУ, но запрещать не стали. Предложили обратиться за разрешением к главному судье соревнований.

    Гунеев, используя весь свой талант переговорщика, убедил в необходимости установить камеру прямо на беговой дорожке стадиона "Лужники" - за барьером, через который перепрыгивают легкоатлеты. Главной опасностью для камеры и хитроумной японской новинки были не бутсы мускулистого атлета. Бегунам она не мешала. Существовала вероятность, что на дорогостоящую технику упадет металлический барьер и опрокинет ее в воду. Чтобы это не произошло, Гунеев заботливо обмотал ее липкой лентой. Усилия того стоили. Во время финального забега журналист находился метрах в двадцати. Атлетов, буквально парящих над камерой так на соревнованиях раньше никто не фотографировал. По крайней мере, в Советском Союзе.  Кадр "Участники бега на 3000 метров с препятствиями во время соревнований на XXII Олимпийских играх в Москве. Москва, 28 июля 1980 года" обошел сотни газет и получил признание на престижнейшем Worldpressphoto в Голландии.

    Удивительно, но, как уверяет Гунеев, после него экспериментов с радиоуправлением в нашей стране среди репортеров никто не проводил на протяжении двух десятков лет. Единственное исключение - фотокор того же АПН Юрий Абрамочкин, который несколько раз снимал соревнования по боксу.

    Слова Гунеева подтверждает шеф-фотограф московского бюро "Associated Press" Александр Земляниченко. Он сам и его коллеги по бюро стали использовать радиоуправляемые фотокамеры лишь в конце 1990-х. Ставили их на баскетболе, футболе и во время съемок политиков на официальных мероприятиях. Однако, в целом, до середины первой декады 2000-х годов это были редкие и единичные случаи. В то же время в США без таких устройств не обходится ни одна съемка президента. Их устанавливают за трибуной, в метре перед ней и в других точках, позволяющих поймать интересные ракурсы. Модули для беспроводного управления камер используют и для съемок моды, и бог весть для чего еще. Например, фоторепортер "Reuters" в 2001 году взял с собой такой модуль для поездки в Арктику.

    Массовая мода на радиомодули пришла в Москву лишь в середине 2000-х. Один из фотографов поставил ее под куполом УСЗ "ЦСКА". Аккурат над басетбольным кольцом. Через неделю там появилась вторая камера, затем и третья. Конкурирующие агентства решили не отставать от новых веяний. Следом подтянулись и крупнейшие газеты. Дело, говорят, едва не дошло до скандала - мест для удачной съемки на металлической раме для всех не хватило.

    Экспериментировали с радиокамерами и журналисты так называемого "кремлевского пула". Впервые это произошло в  резиденции "Бочаров ручей" в Сочи, во время первого президентского срока Владимира Путина - перед двусторонней встречей с иностранным гостем. Фотоаппарат с антенной, издававший щелчки откуда-то из-за угла, вызвал у главы государства неподдельный интерес, он остановился, разглядывал его с любопытством, и произнес ироничную реплику, мол, эта штуковина, видимо, живет своей жизнью.

    Чтобы установить радиокамеру на мероприятиях с участием охраняемых высших должностных лиц страны, фотографам приходится заранее договариваться с пресс-службой и с сотрудниками охраны. Но это не гарантия от курьезов. Во время концерта в подмосковном "Крокус Сити", в котором в качестве зрителя участвовал председатель КНР Ху Дзинь Тяо, один из российских фоторепортеров замаскировал свою камеру в горшке с цветам. Этому предшествовали долгие переговоры. Фотограф смог убедить службу безопасности, что камера никому не помешает и что ее практически не заметно. Однако когда в зал вошел лидер азиатской державы, техника продержалась на своем месте считанные секунды. Наметанный глаз китайского телохранителя сразу же ее приметил. Бодигард ринулся на горшок, схватил камеру и быстро унес. Долго потом искал журналист свой фотоаппарат. Как выяснилось, он валялся на полу в противоположном углу огромного зрительного зала.

    "Съемка камерой с радиомодулем уже становится штампом. Меня удручает, что в последнее время фотожурналисты беседуют друг с другом лишь о технике, о новых флеш-картах, в которые встроен передатчик Wi-Fi, о модемах, о каналах связи и обсуждают новые устройства, но вот о том, как лучше снимать тот или иной вид спорта, редко кто заводит разговор", - грустно замечает Сергей Гунеев. Он был первым, кто сумел творчески использовать радиоуправляемую камеру.

    Поделиться