22.07.2012 23:41
    Поделиться

    Богдана Ступку похоронят на Байковом кладбище в Киеве

    Вот и окончился яркий и страстный "век Ступки". Для украинского, а во многом и российского кино и театра последние полвека накрепко были связаны с его именем. Тяжелой болезнью и безвременной кончиной Богдан Ступка сполна расплатился за свою жизнь в искусстве. Блистательную и полную драматизма, в которой финал оказался едва ли не ярче, чем начало.

    Он родился в один день с великим украинским поэтом Иваном Франко, 27 августа 1941 года на Львовщине, в селе Куликов. Его первая роль в кино - бандеровца Ореста в выдающемся фильме Ильенко "Белая птица с черной отметиной" - тоже была связана с этим трагическим местом-временем. Выдающиеся роли в Театре им. Ивана Франко, которые он сыграл в спектаклях Сергея Данченко, прекрасные работы в советском кино. А после крушения СССР и вплоть до 2003 года - тишина. И вдруг - обвал блестящих, одна за другой, ролей и премий. "Водитель для Веры", "Свои", "Тарас Бульба"... Он как-то сразу вышел в лидеры современного российского кино, никем не заменимый: блистательная острая форма, пылающий нерв, темперамент, ум, - все было в его виртуозной игре. Точно судьба подарила ему еще одну жизнь. А их и без того было много.

    - Я родился, - рассказывал в интервью "РГ" Богдан Сильвестрович, - и детство провел под Львовом. Воины украинской повстанческой армии были молодыми ребятами, которые защищали свою землю. Это была большая трагедия, потому что они одновременно воевали с Германией и Советским Союзом. Они шли на заведомую гибель. А им было по 16-20 лет. Отношение к этим темам традиционно очень разное в России и в Украине. Я вырос на украинской культуре. Но Львов, где я рос и работал, был удивительным городом: там было множество наций. Я впитал в себя греческую культуру, польскую, русскую, армянскую, еврейскую. Я читал по-польски, выписывал книги о театре.

    "Вы космополит?" , - спросила я. И услышала в ответ:

    - Я - европеец. Когда у нас начинают спрашивать, есть ли уникальная украинская ментальность, я отвечаю, что это чушь. Читайте Михаила Коцюбинского: "Перед тем как стать украинцем, нужно стать европейцем". Я - украинский артист, но мне приятно, что меня считают своим и в России, и в Польше. Лесь Курбас был европейцем, как и его ученик Борис Тягно. И во мне это никуда уже не исчезнет.

     
    Видео: РИА Новости

    Сын хориста Львовской оперы Ступка так и не стал солистом, как мечтал его отец - слуха не хватило. Зато окончил студию при Львовском театре им. Заньковецкой под руководством Бориса Тягно, а уже в зрелые годы, будучи известным актером Киевского театра им. Ивана Франко, - театроведческий факультет Киевского театрального института.

    Богдан Ступка не мог пройти мимо обновления украинской государственности. Он стал министром культуры в правительстве Ющенко. В интервью нашей газете он с радостью вспоминал те дни:

    - Прекрасные люди вышли на Майдан. Мой старый приятель сказал мне: "Знаешь, я думал, что быдлом умру. И вдруг почувствовал, что я - человек". Так же чувствовали себя и все люди на Майдане. Вся Украина стояла. Это чудо было, а чудо не длится всю жизнь. Чтобы передать этот дух, надо быть таким писателем, как Франко. Мы только что выпустили пьесу о нем "Посеред раю на майданi". Сложная получилась работа. Клим, хорошо известный в России режиссер и драматург, написал пьесу. Там есть очень острые вещи: "Не по свободе я рыдаю, что никогда свободной не была, не по счастью, что лишь во снах являлось и дразнило. Лишь то во мне болит, что низведённый до состоянья тростника, я все же человек".

    Отвечая на мой вопрос о том, как ему удалось стать центральной фигурой в новом российском кино, Ступка нашел удивительные слова:

    - У Чехова есть рассказ "Архиерей". "Жизнь я прожил хорошо. Но какой я архиерей? Мне бы священником в сельской местности. Я ниже всех". Мне это очень близко. Наш режиссер Сергей Данченко мне говорил: "Бодя, ничего не нужно доказывать. Нужно выйти на сцену и сыграть". У меня школа хорошая. В театре я всегда вижу, откуда падает тень. Вот вы на меня сейчас отбрасываете тень. Я это чувствую, как собака. И на партнере всегда чувствую и отхожу, даю ему получить его луч света. Спросите у Ахеджаковой, как я ее открывал для света. Падал на колени, потому что она невысокая, чтобы во время ее монолога ее было видно со всех сторон. А глаза в самые важные мгновения должны быть в луче света. И этот луч надо глазами поймать, тогда ваш монолог прозвучит с неимоверной силой. Себя, свою эмоцию нужно постоянно контролировать.

    Похоронят Богдана Ступку во вторник на Байковом кладбище в Киеве.

    Поделиться