19.07.2012 23:07
    Поделиться

    Собкор "РГ" побывал на балетном фестивале "Монпелье Данс"

    С одной стороны, Монпелье, старый рыцарский город, - сердце средиземноморского региона Франции Лангедок-Руссильон. Но, с другой стороны, он же - танцевальная Мекка, в которой прошел уже 32-й Международный фестиваль "Монпелье Данс". И есть в нем такой уникальный город в городе - Агора ("место встречи" у древних греков).

    Замысловатый комплекс зданий XIV века, в котором обитал монашеский орден Св. Урсулы (XVII век), потом гостюрьма (XVIII век), потом армейские казармы (до конца XX века), как-то навел звезду французской новой волны Доминика Багуэ на мысль о создании хореографического центра. По его инициативе он и был здесь открыт, а руководит им сегодня Матильда Монье.

    С 2001 года тут прописался ежегодный фестиваль современного танца "Монпелье Данс" (вообще-то он ведет свою летопись с 1981 года, и 30 лет бессменный руководитель его - Жан-Поль Монтанари), еще через семь лет был создан исключительный проект "Агора". Атриум большого двора превращен в открытый театр, в самом здании - именные танцевальные студии Багуэ, Каннингема, Бежара, тут же и общежитие для молодых хореографов. В "Агоре" органично сливаются творческий, учебный, фестивальный, продюсерский и театральный процессы создания танца. Во "дворе урсулинок" проходят перформансы, пресс-конференции, дебаты...

    Форум 2012 года получил название "Вкус Средиземноморья". За две недели было дано 61 представление 27 разных спектаклей, из которых 23 - мировые премьеры и премьеры во Франции. На фестиваль прибыли танцевальные компании из 13 стран, бюджет составил 3 млн 22 тыс. евро.

    Камилла Декурти и Блаи Матеу Триас представили спектакль "Мазут" - притчу о любви Пегаса в феерии дождя. Вечно одинокий в душе крылатый конь и поэт мечется от тоски и одиночества. Артист надевает на себя голову лошади, гарцует и цокает. В каплях падающего дождя умный пес приводит прекрасную женщину, и тогда конь обретает человеческий облик. На сцене царит акробатическая певучая история любви, кажущаяся миражом. Усиливается дождь. Любовь преодолевает "пороги" наводнений, хаоса сквозь лабиринтный панцирь склеенных строф и былых любовных писем, хранящих тепло необуглившихся чувств. Стихия падающих капель, бьющихся о жесть расставленных повсюду стаканов, как ксилофонное тутти дождя, истекает слезами счастья и отчаяния. Сверху по полотну сочится красно-черная струя, будто из раны сердца. И вновь приходит добродушный пес - поводырь ослепленных страстью влюбленных.

    В спектакле "Бокс, бокс" Мурада Мерзуки боксерский ринг буквально врос в оркестрик, расположившийся прямо на сцене. Оригинально, что в качестве музыкального фона привлечены жемчужины классической музыки. Пластический язык юмористического опуса замешан на хип-хопе, боксерских движениях, пассах ногами из боевых искусств, дробной рапидности перемещений. Баталии спортсменов и мигрирующих оркестрантов с инструментами чередуются с "избиением" красных боксерских груш, фуэте судьи на голове, переодетого в гигантскую надутую грушу. Соло гибких солистов подливают в общий драйв танцевального "масла". А по сути это развеселый музыкальный ринг, разудалое пиршество хип-хопа.

    Известный бельгийский хореограф, марокканец по происхождению Сиди Лярби Шеркауи поставил спектакль "Новый мир" для труппы из Манхэттена "Седар Лейк современный балет". Конформистскую модель органичного существования в биментальном американо-европейском социуме показал Шеркауи с энергичной американской труппой. Это шоу длинноногих и темнокожих артистов этюдно обыгрывает заточение и освобождение от клеточных оков, коими являются мобильно раскладывающиеся инсталляционные конструкции. Чудеса "укрощения клеток" - лишь контрапункт, подчеркивающий изумительную пластическую свободу танцевального выражения, ощущения своих тел в музыкально-сценическом пространстве танцтеатра. Здесь царил танец, художественная доминанта которого попросту зашкаливала.

    А послевкусие у всей этой неповторимой атмосферы фестиваля одно - вот он, танцевальный рай.

    Поделиться