19.07.2012 15:49
    Поделиться

    В Крымский районный суд с исками начали обращаться лжеподтопленцы

    В авральном режиме работают в эти дни и сотрудники Крымского районного суда: по состоянию на четверг сюда поступило 2100 исков о признании юридического факта проживания и наличия имущества. Около 600 из них рассмотрено. Большинство - положительно. Однако судьи уже столкнулись с теми, кто пытается поживиться на людском горе.

    Поясним - с заявлениями обратились подтопленцы, не имеющие регистрации по месту проживания. Судебные акты, которые обращены к немедленному исполнению, являются основанием для получения компенсационных выплат, поэтому поставлена задача в недельный срок рассмотреть все обращения пострадавших от наводнения. Для этого краевой департамент имущественных отношений сформировал выездную бригаду из 50 опытных юристов, которые помогают гражданам собирать необходимый пакет документов. Этим же занимаются и сотрудники прокуратуры.

    Выехавший в Крымск председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов ориентировал коллег на то, чтобы сократить до минимума участие в процессе самого пострадавшего, для чего был разработан упрощенный порядок приема документов - как непосредственно от жителей, так и от уполномоченных на то лиц, то есть юристов. Сами же граждане в суд приходят всего один раз - за готовым решением.

    Но не скажется ли "авральный" режим на качестве вынесенных решений, открывающих "зеленую улицу" для получения компенсационных выплат? Ведь речь идет об огромных суммах, выделенных государством в помощь пострадавшим.

    - Мы это понимаем, поэтому каждый федеральный судья, прежде чем поставить подпись под решением, все тщательно проверяет, - говорит председатель Крымского районного суда Сергей Гречко. - Порой приходится и самим выезжать по адресам, указанным в исках. Если возникают малейшие сомнения - так и делаем.

    Увы, подобные ситуации возникают постоянно, ибо после спада воды вместе с мусором "всплыли" и мошенники, стремящиеся поживиться на чужой беде. В Крымске, к примеру, они находят пустующие бесхозные хатки, попавшие в зону ЧС, и заявляют на них свои права. Именно так поступила некая гражданка из Новороссийска, претендующая сразу на два затопленных (и, понятно, развалившихся) домовладения в Крымске. Поразительно, что оба ее иска в суд о признания юридического факта проживания и наличия имущества оказались заверенными… участковым и квартальным.

    - Подписывают либо, не глядя, либо делают это умышленно, - недоумевает председатель райсуда. - Если неделю назад мы предполагали, что будем верить предоставленным справкам, то теперь понимаем: их необходимо и другими доказательствами подкреплять. Приходится соседей опрашивать, проверять, чем занимался гражданин, уверяющий, что проживал здесь постоянно. Оказательством может являться договор найма жилой площади, факт посещения ребенка здешнего детского сада или школы. Мороки много, но по-другому нельзя: выносить ошибочные решения просто не имеем права.

    Порой до настоящего абсурда доходит, особенно когда дело касается выходцев из южных регионов. Один из них, действительно прописанный в Крымске, просит признать факт проживания в своем домовладении членов нескольких семей из разных российских регионов. Другой, как выяснилось, отбывает наказание за совершенное преступление, а в это время в суд от его имени поступает заявление, как от пострадавшего, с приложенными, как положено, подтверждающими справками от участкового и квартального.

    - По каждому выявленному факту лжеподтопленца, считаю, должен отвечать не только заявитель, но и те, кто заверял документы, - продолжает Сергей Гречко. - Информацию в следственные органы мы регулярно направляем.

    Примечательно, что в числе пострадавших от наводнения - свыше 50 судейских сотрудников из Геленджика, Новороссийска и Крымска, в том числе шесть федеральных и трое мировых судей. В большей степени беда коснулась крымчан. В четырех семьях есть погибшие, шесть домов, в которых проживали работники суда, полностью разрушены.

    Вячеслав Волошин работает мировым судьей в соседнем Славянске-на-Кубани, а живет в Крымске, на улице Троицкой. В ту роковую ночь с субботы на воскресенье он заночевал у сестры. Дома оставалась мама. Она позвонила сыну, когда начала прибывать вода.

    - Тут же на машине рванул к ней, - рассказывает Вячеслав. - Но там уже и КамАЗ проехать не мог. Позвонил друзьям, они резиновую моторную лодку привезли, вызвал по телефону судью из Крымска Сергея Серомицкого, вместе мы начали пробираться по улице Троицкой. Течение буквально закручивало, лодка могла перевернуться, но удержали. Когда добрались к дому, увидели, что мама на мансарде сидит. Крикнула, чтобы соседа нашего с крыши сняли - он там еле держался. Отвезли его на возвышенность, тут же вернулись за парнем, который на фонарном столбе два часа провисел, женщину с дерева сняли, еще каких-то людей. Тут подбегает полицейский, просит спасти жену с грудным ребенком. Когда на улицу Адагумскую приплыли, там вода на два метра поднялась. Услышали крик из окна дома. Серега нырнул и через форточку попал в квартиру. Женщина с шестимесячным ребенком сидела на шкафу. Малыша она над головой подняла, а самой уже дышать было нечем. Сергей окно выбил, сначала малыша мне подал, потом маму. Вот так мы спасли всю семью нашего полицейского.

    О своих подвигах Сергей и Вячеслав никому не рассказывали. Коллеги узнали о них от спасенных судьями крымчан. Оказалось, в ту ночь они вынесли из затопленного дома инвалида-колясочника, троих детей с улицы Советской, пожилую женщину с улицы Вишневой, сняли пятерых мужчин с крыши грузовика.

    - Мы никого не считали и имен их не знаем, - говорит Вячеслав Волошин. - Сейчас даже как-то неловко себя чувствуем, когда нас чуть ли не героями считают.

    Тем временем

    Как стало известно, коллеги Сергея Серомицкого и Вячеслава Волошина обратились в Судебный департамент при Верховном Суде РФ с просьбой - ходатайствовать о присвоении им государственных наград.

    Поделиться