11.07.2012 23:20
    Поделиться

    "РГ" публикует список бесплатных таксофонов Москвы

    Проект "Народный телефон" захватывает Москву и область.

    В Москву "Народный телефон" вошел с севера: кабинки бесплатных таксофонов первыми протестировали в Северном округе. В Подмосковье география "Народного телефона" более разнообразна: первые аппараты предложили жителям Одинцова, затем такие начали устанавливать в Королеве, Видном, Наро-Фоминске. Далее - везде.

    Мобильник на проводе

    По сути, "Народный телефон" - это обычный мобильник, который разместили в кабинке традиционного таксофона. И соответственно, трубка соединена с аппаратом телефонным шнуром. Впрочем, внешний облик нынешних кабинок исключает аналогии со старыми телефонами-автоматами, такими привычными для представителей старшего поколения. Тех самых, для которых народ запасал двухкопеечные монеты и к которым обычно выстраивалась очередь.

    У новых две изюминки. Прежде всего, упомянутая бесплатность. Она, конечно, относительна: скажем, гастарбайтер не сможет позвонить домой, в Молдову или в Таджикистан. Хотя в будущем авторы проекта обещают подумать как о межгороде, так и о международной телефонной связи. Но такие звонки определенно не будут бесплатными, а конструкция уже установленных аппаратов не предусматривает купюро-, монето- и картоприемников. Впрочем, установить нужные "коммерческие" аппараты технически не проблема. Был бы спрос. Пока же по этому автомату можно в течение часа бесплатно беседовать только в пределах Москвы и области.

    Вторая изюминка: в ближней перспективе обеспечат доступ через "Народный телефон" в Интернет, в том числе по технологии Wi-Fi. Что опять-таки с технической точки зрения совсем несложно, главное - чтобы в каждом конкретном месте, где стоит будка, был стабильный и качественный сигнал. Ведь, напомним, мы имеем дело с банальным беспроводным GSM-телефоном, а мобильная связь имеет не только преимущества, но и издержки.

    Система ТТ

    У чиновников есть присказка: у любого города на планете три проблемы самые главные, и все на букву Т - такси, телефоны, туалеты. Нетрудно заметить, что именно в такой последовательности город и решает проблемы. Первая "Т" наполовину закрыта: Москва сейчас активно занимается нелегальными извозчиками, по планам властей к концу этого года число законопослушных таксистов в городе достигнет 25 - 30 тысяч, то есть больше половины такси выйдет из тени в свет.

    Теперь вот взялись за вторую "Т": правда, простота решения проблемы весьма относительна. Дело не в том, что трудно установить такие кабинки по всему городу. Технически - не трудно. Но если город достаточно точно знает, скажем, потребности в тех же такси, то пока точно никто не может сказать, сколько "Народных телефонов" нужно городу. Это покажет время и практика.

    Гендиректор компании-оператора проекта Анна Титова разъясняет, что программа развития "Народного телефона" разбита на три этапа, каждый по одному году. Сейчас мы на этапе установок сотен кабин (только в 23 городах Подмосковья их будет 500, плюс по 150 - 200 таксофонов в каждом округе Москвы).

    На втором этапе "Народный телефон" придет в небольшие поселки, в том числе и те, которые сегодня, с точки зрения связистов, - низкорентабельны. А завершится трехлетний проект созданием единого информационного центра по предоставлению жителям любых справочных данных на всей территории Московской области. Мы сможем получить по такому телефону любую необходимую информацию, госуслуги, коммерческие и социальные услуги, но опять-таки в пределах московского региона. Кроме того, "Народный телефон" на заключительном этапе включат в программу "Безопасный город".

    Сами кабинки несколько изменятся: кроме телефонов в них установят многофункциональные терминалы, там можно будет оплатить услуги, пошлины, штрафы. И, разумеется, телефон обеспечивает доступ к экстренным городским службам.

    Первый "Народный телефон" заработал в ноябре в районе метро "Речной вокзал" и сразу завоевал симпатии горожан. На сайте префектуры САО появились символичные обращения: граждане настоятельно просят поставить такой же телефон и их нашего дома. Причем, наш народ весьма изобретателен, придумывают "уважительные причины". Например, такие - в районе много приезжих, которые хулиганят и все вокруг крушат: "Мы вынуждены постоянно обращаться в эксплуатационные службы, а бабушкам накладно звонить!"

    Рекламный ход

    Власти отмечают, что выполняется проект без привлечения бюджетных средств. Оплачивает установку кабин и услуги связи компания, которая размещает рекламу на панелях кабинки. Собственно, сами таксофоны выполнены в формате лайт-боксов, и это термин из словаря не связистов, а рекламщиков. Фактически это не столько таксофон, сколько рекламные панели, образующие подобие кабинки. Смотрятся неплохо, вполне гармонично вписываются в городскую среду.

    Забавно, но на профессиональном сленге рекламщиков такие конструкции называются "уличной мебелью". Дизайн кабинок одобрен в столичном комитете по архитектуре и градостроительству.

    Лайт-боксы полностью отвечают потребностям и людей с ограниченными возможностями, в кабину можно заехать на коляске, а сам аппарат находится на удобной им высоте.

    Пока остается открытым вопрос: 60 минут разговора - не слишком ли много? Ведь если каждый начнет болтать по часу, то устанете стоять к такому таксофону в очереди. Впрочем, проект задумывался в расчете не на тинейджеров, у которых дела со связью и так обстоят неплохо. А ориентирован прежде всего на малоимущих горожан. А уж наши бабушки наверняка вспомнят молодость и самостоятельно отрегулируют очередь. Что-что, а уж это они умеют делать виртуозно.

    Список адресов, по которым расположены таксофоны в Москве

    Любопытно

    Московским таксофонам почти 110 лет: в 1903 году установили первые восемь таксофонов на всю Москву, оплата разговора производилась серебряными монетами в 10 и 15 копеек. К середине 20-х годов стоимость разговора снизилась до 5 копеек. В 1940-м году звонок обходился в 15 коп. В 1961 году в стране провели денежную реформу и стоимость звонка установили в 2 коп. Пик популярности таксофонов пришелся на 1980-е годы: их число в городе превысило 32 тыс. В начале 90-х по причине галлопирующей инфляции от монет отказались, заменив жетонами. В начале 2000-х перешли на карточки.

    Конкретно

    Всего на сегодня, по данным оператора проекта компании "XXI век - ТВ", в Москве и области работает 109 кабинок "Народного телефона". Еще 56 (48 в Москве и 8 в подмосковных городах) установлены, но пока еще не функционируют. В основном, из-за технических задержек в получении необходимой документации от местных властей и (или) по причине несвоевременного подключения к электроснабжению энергетическими компаниями. Всего - 165.

    В Москве наибольшая концентрация кабин - в САО. В Подмосковье самые "народно-телефонные" города - это Одинцово (17 кабин, из которых 11 рабочие) и Королев (14 и 13 кабин соответственно).

    Еще шесть установлены в Видном и одна - в Наро-Фоминске.

    По мере реализации проекта распределение кабин на карте региона станет более равномерным.

    Поделиться