10.07.2012 06:55
    Поделиться

    "РГ" вспоминает погибших при крушении "Булгарии"

    Десятого июля Россия вспоминает погибших при крушении дизель-электрохода "Булгария".
     
     
     
     
     
     

    Трагедия произошла ровно год назад. Срок ничтожный для тех, кого трагедия коснулась непосредственно, но достаточный, чтобы о ней подзабыло наше перегруженное информацией общество.

    Впрочем, как не без горькой иронии заметили в татарстанском интернет-сообществе, посвященном гибели судна: "СМИ подскажут и напомнят". Увы, делать это действительно приходится. Хотя дико хочется, чтобы напоминать было не о чем. Чтобы тот злосчастный июльский день так и остался бы ничем не примечательным. Но мы вынуждены в сотый раз писать эти жуткие строчки.

    Роковой рейс

    10 июля в Куйбышевском водохранилище близ села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана затонуло двухпалубное прогулочное судно "Булгария". В момент катастрофы на его борту находился 201 человек. Из них 122 погибли.

    Теплоход возвращался из города Болгара. Это был обычный рейс выходного дня. В тот день на Волге разыгрался шторм. Для "Булгарии" он оказался роковым. По версии следствия, в открытые иллюминаторы правого борта хлынула вода, и судно стало стремительно тонуть. Не прошло и пяти минут, как оно ушло на дно. Большинство пассажиров не успели покинуть корабль. Спаслись те, кто выпрыгнул, и те, кого смыло волной.

    Но и за бортом людей ожидало серьезное испытание. Лишь некоторым посчастливилось забраться на надувные плоты. Остальные около полутора часов находились в холодной воде. За это время мимо отчаявшихся людей прошли два грузовых судна - "Арбат" и "Дунайский-66". Наконец на помощь пришел теплоход "Арабелла". А чуть позже к месту катастрофы прибыли спасатели.

    В течение недели водолазы извлекали тела погибших из затонувшей "Булгарии". Примерно столько же времени ушло, чтобы достать судно со дна. Как сказал впоследствии заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, операция по своей сложности напоминала космическую. Два огромных крана грузоподъемностью 350 тонн каждый с трудом смогли оторвать корабль от грунта. А приподнять судно над поверхностью воды им удалось лишь на треть. В результате, чтобы завершить операцию, пришлось аккуратно выводить "Булгарию" на мель.

    Стечение обстоятельств

    Если на подъем судна ушла неделя, то следствие заняло почти год. Оно завершилось только 10 мая. Впрочем, причины катастрофы были на поверхности. А озвучивать их в интернете независимые эксперты стали буквально на следующий день после крушения. Так человек, несколько месяцев ходивший на дизель-электроходе, когда тот еще назывался "Украина", сообщил следующее: "Поскольку у него был сломан двигатель, компания "Водафлот" решила не эксплуатировать судно в следующем году, и оно было возвращено камскому пароходству. В этом году его взяли ничего не понимающие во флоте коммерсанты, которым было наплевать на состояние теплохода. На русский авось понадеялись. Моя версия катастрофы - при резком повороте у пароходов начинается крен. А поскольку у "Булгарии" уже был крен из-за переполненной фекальной цистерны, то этот эффект усилился. Плюс ветер. Вероятно, они зачерпнули воду иллюминаторами и получился оверкиль".

    И что любопытно, это наскоро сделанное предположение во многом совпало с версиями Ространснадзора, министерства транспорта и следственного комитета.

    Если их обобщить, то катастрофа произошла из-за непригодного технического состояния "Булгарии" и нарушения правил ее эксплуатации. У судна был сильный крен на правый борт, не работал один двигатель, экипаж не задраил иллюминаторы на нижней палубе. Плюс ко всему перегруз. В отдельности каждая причина вряд ли привела бы к трагедии, но в совокупности они оказались фатальными.

    Главными фигурантами по делу о "Булгарии" стали гендиректор фирмы "АргоРечТур" Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Их арестовали вскоре после трагедии.

    Инякину впоследствии обвинили сразу по трем статьям: в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и нарушении правил охраны труда. А Ивашова в злоупотреблении должностными полномочиями. То есть руководитель турфирмы отправила в рейс судно, которое дышало на ладан. А эксперт подтвердил, что ремонт дизель-электрохода соответствует всем нормам.

    Аналогичное обвинение предъявили начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Иреку Тимергазееву и главному государственному инспектору того же ведомства Владиславу Семенову.

    Последним фигурантом по делу "Булгарии" стал помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов. Он обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта.

    В настоящий момент все обвиняемые знакомятся с делом, в которое входит более 90 томов.

    Два капитана

    А вот капитаны сухогрузов "Арбат" и "Дунайский-66" Юрий Тучин и Александр Егоров уже понесли свое наказание. Их оштрафовали на 130 и 190 тысяч рублей, соответственно, за неоказание помощи людям, терпящим бедствие.

    В суде выяснилось, что первым плоты на воде заметил капитан "Арбата" Юрий Тучин. Он сообщил об этом по радиосвязи идущему ему навстречу Егорову. Тучин попросил присмотреться, что там происходит. И когда Егоров приблизился к месту трагедии, то объявил тревогу. Его экипаж бросился расчехлять шлюпку и готовиться к спасательной операции. Но в это время к утонувшей "Булгарии" шел теплоход "Арабелла". Его капитан Роман Лизалин услышал обрывки переговоров двух капитанов и бросился туда, где могли находиться плоты.

    Как удалось доказать в суде, пока Лизалин спешил на помощь и разворачивал спасательную операцию, Егоров думал, что ему делать. Сам капитан "Дунайского-66" не признал вину. Свое поведение он пояснил так:

    - Когда я увидел плоты, то сбавил ход. Поняв, что люди просят о помощи, команда бросилась расчехлять спасательную шлюпку, а наш буксир тем временем продолжало уносить течением. Увидев идущий навстречу теплоход "Арабелла", я сразу же передал, что люди просят о помощи. Тогда было принято совместное с капитаном Романом Лизалиным решение, что он поведет свой теплоход к пострадавшим и возьмет командование спасательной операцией на себя, а я отойду на безопасное расстояние.

    Между тем потерпевшие восприняли этот эпизод очень болезненно.

    - Когда мы увидели корабли, а мне как инженеру нетрудно было вычислить, что до них метров 300-400, - вспоминала в суде Фарида Шагеева, - все стали звать на помощь и зажигать файеры, но кто-то из мужчин сказал, что их надо поберечь до ночи, потому что тогда они нам больше пригодятся. Мы испытали шок, когда суда прошли мимо. До берега было далеко, километра три, и добраться до него мы не могли. А дождь все шел, было холодно, усиливался ветер, и мы боялись, что нас захлестнет волной.

    Герои с "Арабеллы"

    В отличие от Тучина и Егорова, подмочивших свою репутацию, капитан "Арабеллы" Роман Лизалин оказался на высоте. Пожалуй, он стал главным героем в этой трагической истории.

    - Сначала мы послали в разведку несколько шлюпок, - вспоминал он, - поскольку не знали точно, в каком месте затонуло судно, и запросто могли на него "напороться", если бы оно ушло под воду неглубоко. Наш корабль мог пойти ко дну вслед за "Булгарией", и действовать нужно было крайне осторожно. У меня просто мурашки по телу пробежали, когда я понял, насколько серьезна ситуация. Мы подняли и пересчитали спасенных людей, и тогда я подумал, сколько могло быть еще пассажиров на "Булгарии" в момент крушения. И не дай Бог кому-то из вас пережить момент этого осознания.

    Капитан "Арабеллы" был награжден орденом Мужества. А десять членов экипажа получили медали "За спасение погибавших".

    Изменила катастрофа и судьбу самого теплохода "Арабелла". После того как корабль доставил спасшихся пассажиров "Булгарии" в Казань, его привлекли к операции по подъему затонувшего судна. На "Арабелле" располагались водолазы.

    Позже владелец был вынужден продать теплоход крупному татарстанскому холдингу. Дело в том, что крушение "Булгарии" очень сильно ударило по круизному рынку, и его турфирма понесла большие убытки. Теперь судно ожидает серьезная модернизация. Его планируют переоборудовать в теплоход повышенной комфортности. Капитаном "Арабеллы" по-прежнему останется Роман Лизалин.

    Плавучий памятник

    А вот судьба несчастной "Булгарии" до сих пор не решена. Напомним, что после подъема теплоход находился в доке ремонтной базы имени Куйбышева Камско-Устьинского района Татарстана. Эксперты следственного комитета изучали судно, чтобы установить окончательные причины крушения. Только через три месяца в конце октября его вывели на мелководье близ поселка Куйбышевский Затон. Теперь оно стало вещественным доказательством, которое до окончания суда обязан охранять владелец. А принадлежит "Булгария" Камскому речному пароходству, базирующемуся в Перми.

    Они же компенсируют убытки за простой ремонтному предприятию. Сумма получилась немаленькая - 8,5 миллионов рублей. Большая часть долга в настоящее время выплачена. Позже пароходство за свой счет должно будет утилизировать дизель-электроход.

    А пока "Булгария" мирно стоит на воде неподалеку от берега.

    Как бы дико это ни звучало, но она превратилась в местную достопримечательность. Люди специально приезжают в Куйбышевский Затон, чтобы сфотографировать судно или даже сняться на его фоне. Общественность реагирует на ситуацию по-разному. Одних возмущает, что теплоход стал плавучим памятником, другие считают это весьма символичным.

    Впрочем, 10 июля неподалеку от места трагедии будет открыт настоящий мемориал. На живописном волжском утесе возле села Сюкеевский Взвоз построили мечеть и православную часовню в память о жертвах катастрофы.

    Между тем "Булгария" начинает обрастать всевозможными слухами и чуть ли не легендами. Так, молва разносит жуткую историю о том, что охранник, который был приставлен к судну, по ночам слышал голоса детей, взывающих о помощи. В конце концов бедняга сошел с ума.

    Возможно, почвой для этой байки послужило то, что в психиатрическую больницу угодил старпом "Булгарии", находящийся под следствием. Врачи утверждают, что у него сильнейший стресс.

    О том, что до сих пор переживают пассажиры, выжившие в той катастрофе, и родственники погибших, можно только догадываться. Свои чувства они не афишируют и общения с прессой избегают. Наверняка по случаю годовщины к ним вновь "полезут в душу" журналисты, а высокопоставленные чиновники будут приглашать на траурные церемонии. И от этого особого внимания станет еще больнее. Пожалуйста, наберитесь терпения и простите нас. Редакция "Российской газеты" скорбит вместе с вами.

    Тем временем

    В рамках благотворительной акции "Жертвам кораблекрушения" было собрано около 54 миллионов рублей для пострадавших и семей погибших на теплоходе "Булгария". Из них 23 миллиона рублей было перечислено детям-сиротам. Детям, потерявшим в трагедии одного из родителей, выплатили по 11,5 миллионов рублей.

    Поделиться