09.07.2012 23:26
    Поделиться

    Юрий Бузиашвили: Российские медики проиграли войну за потребителя

    Ни в коем случае нельзя превращать медицину в сферу обслуживания. Это высокоинтеллектуальная сфера деятельности. Об этом корреспондент "РГ" беседует с главным кардиологом Москвы Юрием Бузиашвили.

    Юрий Иосифович, меня, честно, всегда коробит, когда говорят "медицинские услуги", "оказание медицинских услуг". Согласитесь, это скорее из сферы услуг парикмахерских, прачечных и так далее. Нисколько не умаляя их значимость, все-таки, врач должен отличаться от представителей данных служб?

    Юрий Бузиашвили: Стало модным сейчас употреблять словосочетание "элита общества". Считаю, элита общества - это сообщество врачей. Постараюсь объяснить почему. Врачей касается все, что обеспечивает жизнь человека во всех ее проявлениях. Это и экология, и качество продуктов, и условия социальной жизни... Это, если угодно, и уровень напряжения в обществе. Ведь все это влияет на его величество пациента.

    Пациент, по-вашему, синоним величества?

    Юрий Бузиашвили: Только так! Сто процентов живущих на земном шаре людей в тот или иной момент становятся пациентами. Иного не дано. И, значит, человек, получивший диплом врача, неминуемо тут же становится вершителем судеб. Врач в отличие, скажем, от политиков, бизнесменов не идет годами к вершине властителя судеб. Он становится им, надев медицинский халат. Скажу больше, что желание выделиться у человека стоит на втором месте после инстинкта самосохранения. И мое желание показать свои достижения может быть адресовано только моим коллегам. Им меня судить.

    Почему именно сейчас вы так эмоционально об этом говорите? Разве в другие времена что-то было по-иному?

    Юрий Бузиашвили: Мы все родом из могучей страны - Советского Союза. И надо признать, что медицина Советского Союза практически выполнила все поставленные перед ней задачи: искоренение инфекционных болезней, увеличение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, обеспечение ежегодной диспансеризации. И не важно, каким путем это было достигнуто. Факты - вещь упрямая. А потом... Мы умудрились за годы перехода к рынку утратить доверие к отечественной медицине.

    Утратить настолько, что например, россияне приезжают в Карловы Вары, чтобы... поставить зубные импланты. Когда я там заметила, что это успешно делается во многих городах России, что это вообще не проблема, мне попросту не поверили..

    Юрий Бузиашвили: И знаете, почему не поверили? Мы, российские медики, проиграли войну за потребителя. Да, экономика движет всем. Медицина - не исключение. И десятки миллиардов долларов, идущих на оплату лечения за рубежом, еще десятки миллиардов долларов, идущих на оплату оккультных методов "лечения" (колдовство, походы к экстрасенсам, привороты и т. д.), это два основных проигранных отечественным здравоохранением фронта. Хочется крикнуть: Люди! Очнитесь!

    Ничуть не умаляя достоинства зарубежной медицины, со всей ответственностью заявляю: наше врачевание может, умеет многое. И, что немаловажно, во многом ближе к особенностям нашего пациента. Другое дело, что не по своей причине наши медики нередко не могут обеспечить все необходимое пациенту. Разве от врача зависит, что в палате, где лежит больной, на стенах цветет грибок? Или купленный в аптеке препарат - фальшивка?

    Пациенту нет никого до этого дела. Ему лечиться надо. И он в тех же Карловых Варах пойдет в аптеку и там за меньшие деньги купит препарат, который не вызывает сомнений.

    Юрий Бузиашвили: За державу обидно. Недавно стал невольным свидетелем жуткой сцены. На прием к заместителю главного врача поликлиники - молодой женщине - пришла пожилая пациентка, которой в свое время была пересажана почка. Известно, что в подобных случаях, пациенты всю жизнь должны принимать соответствующие препараты. Был такой показан и данной пациентке. Пришла же она к замглавного потому, что лечащий врач ей данный препарат не выписывает по той простой причине, что администрация города почему-то закупила не этот препарат, а его аналог. И замглавного помочь ничем не смогла: раз препарат не поступил, его нельзя выписывать. Таков закон. Пациентка на грани истерики разорвала рецепт и бросила его на стол побледневшему заму главного, которая с горечью призналась, что это не единственный случай. Какая уж тут элита общества!

    О таких фактах и наша редакционная почта нередко сообщает. Горько слышать. Тем более от главного кардиолога Москвы. Вы считаете, что данную ситуацию можно в обозримом будущем изменить?

    Юрий Бузиашвили: Жизнь меня научила - безвыходных ситуаций не бывает. Изменения возможны лишь при правильно выстроенном образовательном процессе и соответствующей оплате. Если первое может решить государство, то к решению второго вопроса - оплате - должна подсоединиться коммерческая медицина. Правда, для этого ей должны быть предоставлены некие льготы. Государство знает, как это следует делать, то есть как управлять с помощью льгот. Это так называемое государственно-частное партнерство. Могу предсказать возможность и перспективы такого процесса.

    Для частной клиники не имеет значения, кто будет оплачивать ее деятельность. При условии гарантированного государственного заказа уверен, что цены в этих клиниках станут приемлемыми для среднестатистического россиянина. Выиграем от такого сотрудничества мы все. И тогда, почти стопроцентно, отпадет необходимость экономить на приобретении тех же дорогостоящих оригинальных препаратов, оборудования. И не станут пациенты в отчаянии рвать рецепты.

    Позволю недавний пример. Государственная корпорация "Ростехнологии" удачно решила вопрос о выпуске на территории России одного из лучших в мире компьютерных томографов. При условии их сборки на территории России. Это в разы удешевило продукцию и сэкономило государству миллионы долларов. Такой пример достоин тиражирования для приобретения всего дорогостоящего оборудования и препаратов.

    Поделиться