01.07.2012 23:24
    Поделиться

    Родные погибших в катастрофе над Боденским озером снова подают в суд

    Адвокаты, представляющие интересы 29 семей - родственников погибших в авиакатастрофе над Боденским озером 2 июля 2002 года, сформулировали новые претензии к фирме - производителю системы оповещения об опасном сближении самолетов TСAS.

    Как пояснил корреспонденту "РГ" отец погибшего тогда 11-летнего подростка Зульфат Хамматов, возглавляющий общественную организацию "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года", адвокаты привлекли независимых экспертов, которые провели расчеты и механические испытания и готовы доказать, что система оповещения об опасном сближении самолетов TСAS передавала сигналы с некоторым опозданием. Эксперты посчитали, что если бы сигнал шел вдвое быстрее, как это положено по инструкции, столкновения могло и не быть.

    Примечательно, что в нынешнем судебном разбирательстве адвокаты представляют интересы лишь части родственников погибших. Еще около двух десятков семей вскоре после катастрофы отказались от дальнейших претензий, приняв компенсации, предложенные ответчиками. Среди этих "отказников" - в основном родственники членов погибшего экипажа, а также взрослых гидов и воспитателей, сопровождавших детей в поездке. Сумму полученной компенсации никто не озвучивает, но в беседе с корреспондентом "РГ" один из истцов уточнил, что "речь идет не о миллионах". Остальных родственников - преимущественно родителей погибших детей - такая постановка вопроса не устроила.

    - Деньги интересуют нас меньше всего, - уточняет Зульфат Хамматов. - Мы не обозначали адвокатам никакой суммы компенсации, они вычислили ее сами с учетом коэффициентов, принятых в мире при рассмотрении подобных исков. Для нас же главное, чтобы суд определил степень вины тех, кого мы считаем причастными к гибели детей. Наказание должно быть ощутимым для виновников.

    Родственники жертв авиакатастрофы считают, что при выяснении обстоятельств трагедии зарубежная сторона весьма пренебрежительно отнеслась к ним. Очевиднее всего, по их мнению, это проявилось во время суда над сотрудниками компании SkyGuide в сентябре 2007 года.

    - Адвокаты подсудимых заявили, что мы - всего лишь представители потерпевших. Потерпевшие - то есть наши дети - погибли и поэтому сами выступить в суде не могут. Мы были в шоке, когда услышали такое. Решили уехать домой, не дожидаясь конца судебных слушаний. А когда узнали об условном наказании для подсудимых, даже не удивились, - говорит Зульфат Хамматов.

    Прокуратура Швейцарии посчитала, что трагедия случилась из-за совпадения нескольких обстоятельств, которые по отдельности не принесли бы особого вреда. Суд вынес приговор четверым из восьми сотрудников компании SkyGuide, представших перед судом. Трое были осуждены к 12 месяцам лишения свободы условно, а одного обязали выплатить штраф. На скамье подсудимых оказались трое менеджеров SkyGuide, трое рядовых сотрудников и двое специалистов, ответственных за техническое состояние диспетчерского оборудования. Аллен Росье, возглавлявший SkyGuide в 2002 году, успел подать в отставку и на скамью подсудимых не попал. После трагедии в Швейцарии пересмотрели меру наказания для виновников авиакатастроф. Если в 2002 году им полагались 4,5 года тюрьмы, то в 2007 году максимальным наказанием для них уже стали 16 месяцев условного лишения свободы и штраф до 35 тысяч швейцарских франков (примерно 35 тысяч евро).

    Сколько еще будут длиться судебные разбирательства, сложно сказать. Россияне не намерены отступать при поддержке американских и немецких юристов (русские адвокаты, по словам Зульфата Хамматова, в свое время отказались вести их дело).

    Помимо юридических нюансов, у этой трагедии есть и еще одна сторона, скрытая от широкой публики: то, как близкие погибших прожили эти десять лет. Полтора десятка человек из них скончались в течение двух лет после авиакатастрофы, и среди них были не только пожилые люди. В 14 семьях появились другие дети - свои или приемные. У некоторых, в том числе и у Зульфата Хамматова, после трагедии родились дети.

    Пожалуй, самым удивительным образом судьба сложилась у сына разбившейся стюардессы Ольги Багиной - Дмитрия, обретшего новую семью по соседству с местом падения самолета. Мама воспитывала 11-летнего мальчика без отца. После ее гибели Дима остался почти один.

    После крушения родственники погибших вылетели на место трагедии в Юберлинген. Там Диму впервые увидел немецкий полицейский Рейнхард Мартин, которому вместе с сослуживцами довелось разбирать обломки самолета и эвакуировать тела погибших. Cердце Мартина дрогнуло, настолько потерянным и оглушенным бедой выглядел щуплый мальчуган на фоне обломков авиалайнера. Дома Рейнхард рассказал жене про Диму, и они решили пригласить мальчика жить к себе. Тетя Димы согласилась отпустить его, а российско-немецкая общественная организация помогла с учебой и поддержала материально. Так сын русской стюардессы появился в семье немецкого полицейского. Рейнхард и Доротея Мартины, помимо двух родных сыновей, которых, кстати, назвали Иваном и Алешей, воспитывают еще четверых приемных мальчиков, включая Диму.

    - Сначала было трудно вдали от дома, среди людей, говорящих на чужом языке. Но привык, - рассказывает он. - Отучился в колледже для иностранцев, а когда нормально заговорил по-немецки, перешел в обычную школу. Знаний, полученных в Уфе, хватило, чтобы хорошо учиться и в Германии.

    Дима посвятил приемную семью в свою мечту связать жизнь с небом, и Мартины, уважая его решение, помогли двигаться к цели. Через полгода молодой человек получит диплом авиатехника. У него уже есть лицензия пилота-любителя, и намерение получить удостоверение коммерческого пилота. Он очень хотел бы работать в уфимском аэропорту.

    На протяжении всех девяти лет Дима ежегодно приезжал в Башкортостан на каникулы, с интересом наблюдая за происходящими в России переменами. И знает , что несколько лет назад прекратила существование авиакомпания "Башкирские авиалинии". Но Дима все равно надеется, что сможет летать в родном небе, если не в пассажирской, то в бизнес-авиации.

    У него есть свое мнение по многим вопросам, связанным с трагедией. К примеру, о степени вины авиадиспетчера Петера Нильсена будущий летчик рассуждает со знанием дела.

    - Если и есть виновные в случившемся, то это не Нильсен, - считает сын стюардессы. - Эксперты выяснили, что Нильсен в ту ночь работал в экстремальных условиях. Из-за профилактических работ в офисе отключили телефон, не работало звуковое оповещение об опасном сближении самолетов. Он заметил неладное поздно, потому что пытался передать по телефону важную информацию в другой город.

    Судьба Дмитрия для некоторых земляков - предмет зависти. Однако он сам на вопрос о том, согласился бы, чтобы ничего в его жизни не было - ни Германии, ни престижного обучения, - лишь бы не случилась та авиакатастрофа и была жива его мама, отвечает, не раздумывая. Да.

    Досье "РГ"

    В ночь на 2 июля 2002 года из-за ошибки швейцарского диспетчера Питера Нильсена в небе столкнулись два самолета - пассажирский Ту-154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" и грузовой "Боинг-757" американской почтовой компании DHL. Тогда погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. В основном это были дети из Башкортостана, летевшие на отдых в Испанию.

    Поделиться