29.06.2012 12:55
    Поделиться

    Под Воронежем началась утилизация боеприпасов по новым технологиям

    На полигоне "Погоново" под Воронежем началась утилизация боеприпасов по новой технологии.

    О том, насколько мешал людям старый способ утилизации - подрывом, - "РГ" писала. Грохот взрывов был слышен за десятки километров, от ударной волны в окрестных поселках вылетали стекла и трескались стены. В апреле вмешалась военная прокуратура и утилизацию приостановили.

    Теперь грохота стало меньше, дети Гремколодезя и Каменной Верховки без опаски ходят в школу, хотя на Погоново ежедневно уничтожают по 40 тонн боеприпасов, планируя в ближайшее время удвоить их количество.

    - Три Хиросимы взорвали, осталось еще семь, а то и больше - программа рассчитана до 2015 года, - рассказал начальник полигона Александр Брагин.

    Под Воронежем утилизируют боеприпасы из липецкого арсенала Казинка. Арсенал большой, хранятся там (в том числе под открытым небом) авиабомбы, артиллерийские и реактивные снаряды, ракеты. По решению специальной комиссии все это добро грузится в вагоны и едет в Воронеж.

    До недавнего времени привезенные боеприпасы вынимали из ящиков, складывали аккуратным штабелем на дне глубокой ямы, обкладывали тротилом и подрывали. Яма углублялась на метр-полтора, осколки боеприпасов равномерно рассеивались по полигону, ударная волна добегала до населенных пунктов и тревожила поселян.

     
    Видео: Геннадий Орехов

    Теперь на смену яме с тротилом пришло миниатюрное - размером с детский кубик, - устройство Р-40 "Разрушитель". Конус из гексогена, на узком торце которого закреплена медная линза. При подрыве шашки линза превращается в плазменное ядро, проделывает в боку снаряда аккуратную дыру и выжигает его содержимое.

    Технология не нова - по тому же принципу работают бортовые противотанковые мины, - но в мирных целях применяется недавно. Производитель - уральский пиротехнический завод, - в обмен на Р-40 забирает остатки снарядов.

    - Перед утилизацией реактивных снарядов мы производим запуск их двигателей. Раньше снаряд подрывали целиком, двигатель и боевая часть детонировали и ничего хорошего из этого не получалось. Теперь порох выгорает, боевая часть утилизируется "Разрушителем", - рассказал руководитель работ Лев Ермолаев.

    122-миллиметровые реактивные снаряды для системы залпового огня "Град" торчали из земли редким частоколом: двухметровые одноступенчатые, двухступенчатые на метр длиннее. На серых боках поблескивала смазка, свернутые стабилизаторы прижаты к корпусу и закреплены специальным кольцом. Носовой частью эрэсы были воткнуты в похожие на горшки стаканы от 156-миллиметровых шрапнельных снарядов.

    - Если воткнуть просто в землю, то снаряды зарываются так, что вытаскивать приходится при помощи техники. Методом проб и ошибок нашли оптимальное гнездо, - пояснил Ермолаев.

    Рядом с частоколом в оставшуюся от подрывов яму свалены ящики от боеприпасов. Крепкие, из отборных досок - мечта любого дачника… Ящики сжигают, потому что они собственность министерства обороны.

    Когда все было рассказано, люди спустились в укрытие, над которым висели два выгоревших на солнце флага, белый и красный. Означают они "Внимание! Ведутся взрывные работы!"

    Сапер в бронежилете присоединил два провода к взрывной машине и долго не спеша крутил ручку. "Это нужно для сильного и равномерного заряда", - пояснил он. Докрутил и по команде нажал кнопку. Вдалеке поднялся веер пламени от работающих двигателей.

    Сапер подсоединил другие провода - от "Разрушителей", - и повторил процедуру. За бруствером хлопнуло и раздался нежный затихающий свист. Осколки все-таки случаются.

    Поделиться