28.06.2012 09:52
    Поделиться

    "РГ" выяснила, каким станет казанское метро

    Корреспонденты "РГ" выяснили, каким станет казанское метро
    К Универсиаде-2013 в Казани появится три новых станции метрополитена.

    Чтобы выяснить, какими они будут, корреспондентам "РГ" вместе с метростроевцами пришлось спуститься под землю.

    Нулевой пикет

    Свое знакомство с будущими станциями метрополитена мы начинаем в Соцгороде. Именно здесь, в двух шагах от казанского авиационного техникума, в 2013 году появится станция "Авиастроительная". Пока же это огромная строительная площадка с ревущими экскаваторами, грудой арматуры, различных стройматериалов и лавирующими между ними строителями в касках. По песку под палящим солнцем пробираемся к входу в будущий вестибюль.

    - Спускаемся осторожно, внимательно смотрим под ноги, не отстаем! - командуют сопровождающие нас строители. По нечищеному пандусу с трудом протискиваемся между металлических прутьев, поддерживающих "потолок", медленно, практически на ощупь, погружаемся в темноту. "Вся жизнь впереди", - шутят рабочие.

    Впрочем, почему шутят? "Авиастроительная" станция самая длинная - ее протяженность составляет 510 метров. Она считается нулевым пикетом первой линии метрополитена. И в отличие от двух других, которые также планируется сдать в эксплуатацию в 2013 году, имеет отстойные тупики, где в перспективе сможет "заночевать" электропоезд, чтобы наутро первым ринуться в путь.

    А вот и свет. На платформе действительно кипит жизнь. Точно в муравейник попали. Всюду рабочие: одни возятся с проводами, другие что-то усердно приколачивают, третьи трудятся на путях.

    - Это временные рельсы, длиною по 25 метров, - перехватив наши взгляды, поясняет заместитель начальника Казметростроя Вениамин Терзиманов. - Затем их заменят на 250-метровые, сварят, и будет беззвуковой путь. То есть при движении электропоезда обычное для железнодорожного состава "дык-дык-дык" пассажиры слышать не будут.

    Рельсы-то временные, а вот путь, как выяснилось, уже постоянный. По левому тоннелю, сбойка которого состоялась больше месяца назад, в принципе уже сейчас можно добраться до "Козьей слободы". Да и станция почти готова: строители приступают к отделочным работам.

    Даже не верится, что скоро мрачная платформа преобразится. Поскольку станция расположена в районе, где находятся крупнейшие авиастроительные предприятия, то и оформление ее будет соответствующим. Никаких колонн, сводчатый потолок и много-много "воздуха". Светло-голубые тона. Элементы дизайна, отдаленно напоминающие крыло самолета.

    А вот эскалаторов здесь не планируется. Специалисты говорят: не положено, поскольку высота не достигает и шести метров.

    Тем не менее, обещают метростроевцы, для пассажиров с ограниченными физическими возможностями здесь, как и на других станциях, создадут специальные удобства. К примеру, термически обработают край платформы, чтобы инвалиды по зрению могли почувствовать линию, за которую опасно заходить до прибытия поезда.

    По воду

    Кого как, а нас, постоянных пассажиров казанской подземки, больше всего порадовало другое. "Авиастроительная" станет одной из самых сухих станций. Специалисты уверяют, что попасть под капающий с потолка дождь, как это часто бывает на "Площади Тукая", здесь при всем желании не получится. Станция расположена выше уровня грунтовых вод, чего не скажешь, например, о "Козьей слободе" и других обводненных станциях.

    Но в том, что там течет, как оказалось, метростроевцы не виноваты.

    - Дело в том, что волостные трещины открываются, лишь когда на станции возникает динамическая нагрузка, то есть начинается движение поездов, - объясняет Вениамин Терзиманов.

    По его словам, такие же проблемы есть и в метрополитене Санкт-Петербурга. Но это не значит, что они нерешаемы. Просто это вопрос времени. И в казанской подземке изоляционные работы будут проведены согласно установленному порядку.

    Направляемся к выходу, но что это? Несвойственный для метрополитена яркий свет и чистота почти как в операционной!

    - Это сердце станции - тяговая подстанция, - поясняет заместитель начальника дирекции по строительству подземных транспортных сооружений Дмитрий Герасимов. - Благодаря установленному здесь оборудованию в случае, если на соседней станции возникнут проблемы с напряжением, поезд "не застрянет" в тоннеле и всегда сможет добраться до платформы.

    На этом наша экскурсия под землю закончилась.

    Можно без сбоек

    На "Московской" попасть на платформу мы даже не пытались. Станция готова пока лишь на 65 процентов. Зато тут многое можно увидеть сверху. Например, как вагонетка, груженная бетонными блоками, исчезает в тоннеле. Здесь работает красавица "Сююмбике" - эта тоннелепроходческая махина когда-то дала старт проходке казанского метрополитена. Увидеть ее нам не довелось. Она - в пути. Прокладывает второй, правый, тоннель до "Козьей слободы".

    "Московская" - самая короткая из строящихся к Универсиаде станций. Всего 325 метров. Но зато из ее вестибюля можно будет попасть в северный железнодорожный вокзал. Нам докладывают, что в отличие от "Авиастроительной" эта станция будет с колоннами.

    Нас куда больше занимает вопрос о так называемых соединительных людских сбойках, представляющих собой укрепленные переходы из одного тоннеля в другой. Многие специалисты считают их спасением для пассажиров на случай пожара. А в Татарстане вдруг засомневались, надо ли...

    - Соединительные людские сбойки в метрополитене - через каждые 160-200 метров, - говорит Дмитрий Герасимов. - Пока мы продолжаем их строить. Удовольствие очень дорогое. Но самое главное, сбойки не спасают. В Москве, к примеру, даже специальный эксперимент проводили и тоже пришли к такому выводу. Когда человек в страхе, он может сразу и не понять, в какую сторону ему следует бежать.

    К тому же, по словам Герасимова, столь острой необходимости в людских сбойках, как раньше, теперь нет. Поезда все современные, оснащены системой пожаротушения, в случае необходимости сами себя потушат. И времени на это уйдет почти в три раза меньше.

    Сталактиты хэнд-мэйд

    За разговорами не заметили, как подъехали к другой станции - "Декабристов". Тут строительные работы завершены всего на треть. И немудрено. Столько домов вокруг, Московский рынок - не развернуться. Опять же жильцы. Их нервная система не выдерживает постоянного "брюзжания" стройки. Рассказывают, что поначалу, как только наступал вечер, прямо из окон кидали в строителей чем попало. Случалось, и стреляли. Тем не менее отставаний от графика пока нет.

    Огромный котлован, "стены" которого чем-то напоминают сталактиты. Создать такое под силу разве что природе.

    - Природа здесь ни при чем, - говорит Вениамин Терзиманов. - Просто использовалась современная технология закрепления грунтов Jet Grouting. Это так называемая струйная цементация. На глубину 16 метров спускается штанга. Под высоким давлением струя цемента размешивается с грунтом и создается колонна.

    К слову, сила струи из цемента такая, что руку лучше не подставлять. Отрежет. Но в стесненных городских условиях, когда важно и соседние дома сохранить, и не перекрыть пешеходные дорожки, такая технология просто находка. Поставил мачту, и формируй себе колонну.

    Котлован, в котором сейчас кипит работа, вырыт под проезжей частью улицы Декабристов. Даже не верится, что всего через год здесь снова откроют движение. А "этажом" ниже начнут курсировать метропоезда. По задумке архитекторов, станция будет сводчатого типа. В ее отделке используют красный гранит и белый мрамор.

    Пока неясно, сумеет ли станция сохранить свое название, но в том, что через год ее введут в эксплуатацию, можно не сомневаться. Открывать "Декабристов", "Московскую" и "Авиастроительную" будут одновременно, в День Победы - 9 мая 2013 года. Для жителей Московского района это большой праздник. Ведь тогда добраться в другой конец города, на проспект Победы, они смогут меньше чем за полчаса. Причем - без пробок.

    комментарий

    Ирек Файзуллин, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:

    - Строительство метрополитена в республике будет финансироваться и после Универсиады-2013. Такова позиция президента Татарстана Рустама Минниханова. Возможно, строительство пойдет уже не такими ударными темпами, как сейчас, но один раз в два года новая станция будет появляться. Главное, что строительство метрополитена не остановится в 2013 году. Какая станция будет следующей, сейчас обсуждается. Cегодня в Казани идет реконструкция улично-дорожной сети, появится кольцевая железнодорожная магистраль, по Большому казанскому кольцу пустят трамвай с улучшенными скоростными характеристиками.

    Важно, чтобы различные виды общественного транспорта заменяли и дополняли, а не дублировали друг друга. Поэтому не исключено, что первой новой станцией после Универсиады будет "Дубравная". Мы рассмотрели четыре варианта развития казанского метрополитена, но ни на одном пока не остановились. Но в любом случае примерно через месяц (к тому времени освободится один из тоннелепроходческих комплексов) решение будет принято.

    Поделиться