27.06.2012 23:05
    Поделиться

    Дмитрий Шеваров вспоминает о Булате Окуджаве

    Ласточка

    Ласточка,
    звонкая птица,
    ангел под кровлей моей,
    что же тебе не летится?
    Плен тебе, что ли, милей?
    Солнце встает над горою,
    пахнет дымком от костра...
    Хочешь,
    я окна раскрою?
    Вырвись на волю,
    сестра.

    Ласточка,
    долгие годы
    жаждем мы доли своей.
    Что тебе наши заботы?
    С крыльев стряхни их скорей.
    Лучшая сердцу отрада -
    два твоих тонких крыла...
    Много ли счастья мне надо?
    Лишь бы ты в небе была.

    Булат Окуджава, начало 1970-х

    Однажды, еще в прошлом веке, я получил заказное письмо из Липецка, от Людмилы Васильевны Ломоносовой. В нем была сложенная вдвое страница из школьной тетради в клеточку. Там было написано: "Осторожно. Внутри два засушенных листика". Один листок был от клена, на нем было написано: "Булат Окуджава. 1962 г. г. Краснодар". На выцветшем лепестке от розы было написано: "10 августа 1962 г. г. Краснодар. Булат".

    Из письма Людмилы Васильевны я узнал, что 10 августа 1962 года она, совсем юная тогда девушка, в гостях у друзей впервые услышала с магнитофона песни Булата Окуджавы. Возвращаясь домой по притихшему летнему городу, она вдруг испугалась, что забудет имя того, чьи слова и мелодии так поразили ее. Окуджаву тогда еще мало кто знал. Девушка сорвала листок клена и лепесток розы и записала на них не только имя, но и дату, и город... Она чувствовала, что этот вечер - событие на всю жизнь и надо непременно оставить память о тех минутах, когда она первый раз услышала: "Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет...", "Девочка плачет: шарик улетел...", "Во дворе, где каждый вечер все играла радиола...", "Часовые любви на Смоленской стоят..." и еще - про синий троллейбус.

    А потом оказалось, что тот летний день был днем первой встречи с любимым человеком. Ее избранник был художником, преподавал в художественном институте и на занятиях по рисунку включал магнитофон с песнями Окуджавы. Они поженились, вырастили двух замечательных сыновей.

    Так было с многими, кто услышал Булата Окуджаву в начале 1960-х. Его песни - это было что-то ужасно родное и в то же время - слетевшее с неба. Об этом писали в дневниках, письмах, взахлеб рассказывали друзьям... А те, кто еще, как я, был слишком мал и лежал в коляске, - для того Окуджава стал колыбельной. Он был и нашей первой музыкой, и первой поэзией, и первой энциклопедией чувств...

    Когда в школе я ухаживал за девушкой, то шел за ней по пятам, держа в руках книжку Окуджавы. Бормотал вслух стихи, лишь иногда взглядывая в сияющие глаза, и торжествуя - будто это я придумал так хорошо:

    Раскрываю страницы ладоней,
    Молчаливых ладоней твоих...

    Только когда мы сворачивали во двор, я затихал, не в силах разобрать ни строчки, но бормоча что-то по инерции, по памяти.

    ...И когда удивительно близко
    остается идти до тебя,
    отправляется нежность
    на приступ,
    в свои тихие трубы трубя...

    А потом пластинка крутилась, иголка жалась к ней и чуть покачивалась на черной волне. И слышалось сквозь мелодию что-то еще, от чего и хотелось плакать. Жизнь - трудная и грустная штука, но надо как-то любить и прощать друг друга.

    С Людмилой Васильевной Ломоносовой мы переписывались почти двадцать лет, хотя так ни разу и не виделись. В одном из последних писем она вновь вспомнила об Окуджаве: "Его песни дают глоток воздуха, чистого воздуха свободы и Большого Дружества. Как будто вернулась светлая юность и печаль светлая, грусть осенняя об ушедшем и ушедших, которые навсегда в наших сердцах остались..."

    Когда Булат Шалвович умер в июне 1997-го, с ним прощались в сумеречном зале театра Вахтангова. И я прощался, и не мог проститься. Я вспоминал снег, трамваи, вечер, девушку в короткой кроличьей шубке, книжку в кармане. Потом я вышел на улицу. Накрапывал дождь, тесная очередь к театру тянулась через весь старый Арбат. Я шел мимо очереди к метро, и мне казалось, что всех этих людей я знаю и люблю.

    Держава! Родина! Страна!
    Отечество и государство!
    Не это в душах мы лелеем
    и в гроб с собою унесем,
    а нежный взгляд, а поцелуй -
    любови сладкое коварство,
    Кривоарбатский переулок
    и тихий треп о том о сем.

    Поделиться