27.06.2012 17:32
    Поделиться

    Михалков: У нас еще есть люди, которые хотят снимать несущее надежду кино

    В Союзе кинематографистов состоялся круглый стол, где обсудили письмо молодых режиссеров, в котором они просят Никиту Михалкова противостоять безнравственности и пошлости.

    Председатель СК Никита Михалков зачитал выдержки из открытого письма молодых кинематографистов, уже широко известного в соцсетях, как письмо "61-го". Авторы утверждают, что они становятся "свидетелями тенденций, наметившихся в наших образовательных и фестивальных структурах, способствующих пропаганде и распространению кинематографических произведений, несущих безнравственность и пошлость, вызывающих отвращение к нашему кинематографу, народу и всему Отечеству, произведений, выполненных без какого-либо понимания профессии и осознания социальной ответственности перед обществом".

    Кроме того, в письме говорится о том, что "многие авторы, особенно это касается документального кино, открыто издеваются над больными и убогими героями своих фильмов, над нравственными и духовными ценностями, прикрывая свой непрофессионализм громкими заявками на "артхаусность" и "современные" подходы к творчеству. Подобные произведения… представляют собой не что иное, как примитивные попытки грязного саморекламирования и эпатажа публики".

    Молодые кинематографисты утверждают, что "организаторы ведущих студенческих и молодежных фестивалей при отборе и составлении программ отдают таким фильмам наибольшее предпочтение… и российский кинематограф окончательно дискредитируется в глазах прогрессивной публики".

    Никита Михалков так прокомментировал обсуждение письма, которое сейчас ведется в социальных сетях и СМИ:

    - Это письмо молодых о том, что их действительно волнует. Вдумайтесь, что происходит: написали люди письмо. Стоило им только отвернуться пятачком от корытца, в котором их кормят помоями, и сразу они получают по затылку. Это напоминает ситуацию 40-летней давности. Почему письмо не подписано? Это сразу дает повод говорить о том, что письмо инициировано, что их заставили. А не подписано письмо потому, почему и сорок лет назад не подписывали свои письма люди, недовольные советской властью, идеологией. Они боялись подписывать. Сегодня люди, которые хотят делать что-то здоровое, боятся подписывать письмо, потому что их охватывает ужас: они могут стать изгоями только за то, что не хотят снимать кино, которое сегодня модно. Этих молодых людей шельмуют, лишают права иметь свою точку зрения. И ни у кого не возникает мысли о том, что, возможно, в нашей стране еще есть люди, которые хотят снимать кино, несущее в себе надежду, попытку, разобравшись, помочь человеку жить. Они становятся планктоном для тех, кто письмо осуждает. Почему-то письмо называют доносом. Мы видим зеркальное повторение того, что происходило в тоталитарном Советском Союзе. Только с другим знаком. Нам говорят, что возмущена общественность, те, кто правят умами. Но послушайте людей, которые ходят в кино? Они хотят этого? Я говорю, что должно быть национальное кино тех, кто хочет разбираться в том, что происходит, а не смотреть, как на муравьев сверху в низ, на копошащихся в навозе людишек. Мы обязательно выполним просьбу молодых кинематографистов и организуем в СК молодежную секцию.

    Дмитрий Боголюбов, выпускник ВГИКа, режиссер документального кино, один из авторов письма:

    - Это не обвинение и не донос. Это наши мысли о той проблеме, которая сейчас существует, и о которой знают все. У нас только одна цель, чтобы нас услышали и дали возможность делать то, что мы хотим. Мы не против фильмов, которые побеждают на фестивалях. Это мнение жюри. Но нас никуда не допускают, поэтому мы и вынуждены были прибегнуть к этой крайности. Режиссеры предпочитают идти по проторенному пути: взять героя, который матерится и выдает разные перлы, включить камеру, и пойти за ним по пьянкам и подворотням. Смонтировать это и показать на фестивале. Но где здесь режиссура? Что автор фильма сделал для создания этого фильма? Я говорю за свой цех - за кино документальное. Второе, что меня волнует, думают ли авторы таких фильмов о своей социальной ответственности? И что они хотят сказать миру такими фильмами? Я в своих работах пытаюсь обозначить проблемы, но я не спекулирую на них. Делаю так, чтобы были видны пути для надежды. Мне нравятся Борис Хлебников, Андрей Грязев - это режиссеры с большой буквы. Но когда им начинают бездумно подражать - это вызывает протест. Наше письмо касается исключительно студенческого и молодежного кино.

    Марина Разбежкина, режиссер:

    - Социальный заказ разве не является причиной для ответа режиссера? Кто еще "заказывает" ему темы фильмов, как не социум? На что мы должны откликаться? Мне больше всего жалко ребят, которые вынуждены существовать внутри того, что для них устроили. Это письмо разбило сообщество на части, разъединило студенчество. До этого между моей школой, ВГИКом и Высшими курсами никогда не было конфликтов. У нас ребята дружили. Вдруг я читаю между строк, что претензии именно ко мне и моей школе, потому что именно оттуда "идет чернуха и непрофессионализм". Я не понимаю вашу странную драму. Если бы я хоть раз увидела какой-то фантастической силы "позитивное кино"? Где сильные фильмы о любви и дружбе? Я их не вижу. Снимайте. Кто вам не разрешает снимать такое кино? Вы все время путаетесь и это печально. Кино может быть разным по тематике, но главное - это должно быть хорошее кино.

    Евгений Герасимов, актер, кинорежиссер:

    - Я являюсь не только секретарем СК, но и председателем Комиссии по культуре Московской городской думы. Я получаю огромное количество обращений жителей, касательно того, что они видят в кино. Есть момент отвращения у большого количества людей. Они не хотят смотреть пальбу и чернуху. Год назад, понимая эту ситуацию, общаясь с молодыми режиссерами и сценаристами, поддержав их стремления, мы решили организовать фестиваль позитивного кино. Кино, в котором есть и добро, и любовь, и та формула, о которой говорил Никита Михалков, и которую я поддерживаю: "Жестокая правда без любви есть ложь". Отсмотрели 30 фильмов молодых режиссеров и снова увидели негативное отношение ко всему. Любви в них нет. Когда мы показываем действительность только с точки зрения негатива, не раскрывая всех сторон, мы формируем сознание молодого поколения, которое это кино смотрит. Поэтому для тех, кого не пугает слово позитивное, в этом году пройдет второй фестиваль позитивного кино. В центре столицы, в новом помещении гостиницы "Москва". Вносите предложения. Будет хороший премиальный фонд и победитель сможет снять на эти деньги свой новый фильм.

    Председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заявил, что российский кинематограф ожидают изменения в плане введения некоторых ограничений:

    - Это будут нравственные ограничения. Без нравственных ограничений не живет ни одна страна.

    Говорухин считает, что сама культура начинается с запретов. "Запреты - это то, на чем культура основана, потому что они несут нравственные базисные ценности", - заявил Станислав Говорухин. Он также рассказал, что скоро будет разработан закон о "квотировании кинематографа":

    - Это будет не тот закон, которого все боятся, там не будет ничего страшного. Но, я надеюсь, что это наведет некоторый порядок.

    Кроме того, Минкультуры внесло в Госдуму законопроект об ответственности кинотеатров за передачу сведений о билетах, который Говорухин считает важным и способным помочь навести порядок в кинематографе.

    Поделиться