25.06.2012 23:20
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Сталин был обманываться рад

    И через 71 год "загадка 22 июня" кажется многим неразгаданной.

    В 1990-е получила популярность версия Суворова-Резуна. Многие продолжают примерно так считать и сегодня.

    Согласно таким версиям, Сталин готовил нападение на Германию. "Но разведка доложила точно" - и Гитлер нанес "превентивный удар".

    По-моему эти утверждения не выдерживают критики.

    В "Майн Кампф" черным по белому написано про необходимость движения на Восток. Суть нацистской идеологии "жизненного пространства" и "неполноценных народов": захват европейской части СССР и превращение славянского населения в "рабов для нашей культуры".

    Далее. Документы по подготовке "Плана Барбаросса" известны, открыты. В них ничего не говорится о советских "наступательных планах", необходимости их отражения.

    Так что тут все ясно: в 1940-м Гитлер развязал себе руки на Западе, а летом 1941-го осуществил неизменный план - ударил на Востоке.

    Но планировалась ли Сталиным наступательная (или хотя бы "превентивная") война против Германии?

    За такое предположение говорят многие "косвенные улики".

    Наступательный характер советской интернационально-экспансионистской идеологии и военной доктрины. Производство именно и прежде всего наступательных вооружений. Огромная концентрация войск на Западной границе. Найденные в архивах предложения Наркомата обороны в канун войны вроде бы прямо свидетельствующие о намерении нанести немцам удар.

    Однако главный вопрос любой войны - зачем?

    Да, Сталин никогда на словах не отрекался от "пролетариев всех стран - соединяйтесь".

    Но борьба, отчаянная борьба против Мировой революции (и ее "материального носителя" - Троцкого) была главной идеей Сталина. "Построение социализма в отдельно взятой стране", попросту - создание абсолютно закрытого государства-лагеря, отделенного от страшного внешнего мира железным занавесом - вот смысл сталинизма. Закрыться и задраить границы - такая же сверхценная идея для Сталина, как внешняя расово-территориальная экспансия - сверхидея для Гитлера.

    Уже по одной этой причине начать масштабную захватническую войну было психологически невозможно для Сталина. Он был не прочь восстановить границы Российской империи (отсюда - аннексия Прибалтики, Бессарабии и т.д.), но присоединение, покорение крупных западных (да и восточных - Иран, Индия) государств было бы для него страшным сном.

    В 1920-30 годы, в ходе перманентной гражданской войны, на пределе возможностей машины ВКП-НКВД, "стерев в лагерную пыль" миллионы и сломав страхом сотни миллионов, было создано абсолютно тоталитарное общество в СССР (в отместку Ленину названное "социализмом"). Но переварить чужие большие страны, сотни миллионов новых "советских граждан" на Западе, где привыкли жить куда лучше и свободнее - этого советская машина могла не выдержать. Тем более Сталин конечно же боялся, что при столкновении с "растленным влиянием Запада" эта машина просто начнет разлагаться. Что касается стран Востока, то окончательное усмирение даже Средней Азии заняло десятилетия - что же делать с Ираном или Индией?!

    Поэтому, когда в 1944-45 годах Сталин был вынужден ввести войска в Восточную Европу, он не предпринял ни единой попытки "расширить СССР", например, присоединив к нему "братский польский" или не менее братский "восточно-германский" народ. Нет! Был создан санитарный кордон в виде "соцлагеря" вдоль границ СССР. Но границы с "братскими странами", особенно при Сталине, были абсолютно герметично закрыты.

    И вот ради создания такого кордона и таких стран-сателлитов, рискнуть существованием СССР, начав в 1941-м войну против Гитлера? Это было бы абсолютно безумное решение с точки зрения логики Сталина.

    Но если Сталин не планировал нападения, то зачем нужна огромная концентрация войск на Западной границе? Может быть, не для захватнической, а для вынужденной, превентивной войны?

    Нет. Все куда проще - он не хотел рискуя всем вести превентивную войну, но надеялся не допустить войны!

    Здесь вечный вопрос - "обманул ли Гитлер Сталина"?

    Да, несмотря на бесчисленные (с разными датами) предупреждения о начале войны, Сталин был обманываться рад - верил, что войны удастся избежать. Хотя бы оттянуть на год-другой. И логика тут была.

    Мощная армия - фактор сдерживания агрессора. С другой стороны, СССР пунктуально выполнял все обязательства по поставкам сырья в Германию - чего немцам еще хотеть? Классический кнут и пряник! Зачем же Гитлеру нападать?!

    Что до наступательной военной доктрины Красной Армии (кстати, принятой еще в 1920-е годы), то это была в значительной мере дань "идеологическим красотам" и риторике еще времен "Мирового коммунизма". От этих слов Сталин не отказывался, но руководствоваться ими - не собирался.

    "Тайна 22 июня" состоит в том, что тайны не было.

    Поделиться