20.06.2012 23:45
    Поделиться

    Объем кредитов в регионах в этом году превысит 300 миллиардов рублей

    В ближайшие годы пропасть между самыми сильными и слабыми территориями будет только увеличиваться
    Прямой долг российских регионов на начало 2012 года составлял чуть менее 1,2 трлн рублей, или около 16,5% текущих доходов. Эти данные обнародовала Служба кредитных рейтингов Standart&Poors (S&P).

    Судя по всему, долги регионов продолжают расти. Так, по оценке Независимого института социальной политики, в марте он достиг 1,38 трлн рублей. Причем ситуация вызывает опасения в связи с тем, что до конца этого года субъектам РФ необходимо погасить большую часть возникшей задолженности по бюджетным кредитам, которые территории набрали еще во время кризиса. Между тем, как ожидается, к концу 2013 года, по данным S&P, задолженность превысит 1,5 трлн рублей, составив более 18% текущих доходов.

    Какова вероятность своевременного и полного погашения долга регионами и муниципалитетами-заемщиками?

    За прошлый год итоги исполнения бюджетов регионов не могли не радовать - доходы территорий выросли на 17%. Однако, как уверяет аналитик S&P Борис Копейкин, наряду с доходами очень быстро росли и расходы. В первую очередь на зарплату бюджетникам. Причем львиная доля поддержки шла из госбюджета. В этом году основная ноша по выполнению соцобязательств полностью ляжет на казну регионов, так как рост зарплат учителей и врачей продолжится.

    По мнению Службы кредитных рейтингов S&P, разница в бюджетной обеспеченности между самыми богатыми и самыми слабыми регионами - 14 раз.

    Богатым регионам (Москва, ХМАО, Тюменская область), где бюджетная обеспеченность на одного жителя достаточно высокая, не составит труда в следующем году выполнить все социальные обещания. И даже если в них будет серьезно увеличиваться расходная база, на общей экономической ситуации в регионе это не отразится. В ближайшие годы для них ничего не изменится.

    Слабым регионам придется затянуть пояса. Даже в прошлом году, как считает аналитик S&P, когда было неплохо с гос поддержкой, четверть регионов ухудшили свои показатели по сравнению с 2010 годом. "Мы наблюдали ситуацию, когда в ряде регионов собираемость налога на прибыль упала в 10 раз", - рассказал "РГ" Борис Копейкин.

    - Если структура доходов региональных бюджетов за последние два года практически осталась прежней, то расходная база существенно изменилась, - сообщил аналитик S&P. - В ближайшее время мы прогнозируем ситуацию, когда многим территориям придется серьезно сокращать свои расходы, чтобы не оказаться в долговой яме. Хотя, чтобы помочь слабым регионам, нужно будет не так много денег - всего 60 млрд рублей. Для этого придется увеличить помощь госбюджета.

    Что касается структуры расходов, она мало изменится. Так, по мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, в прошлом году расходы бюджетов регионов выросли на 16%. "Основными приоритетами были здравоохранение и образование, - считает Наталья Зубаревич. В этом году эти две статьи расходов останутся для большинства регионов доминирующими.

    Эксперты S&P рассматривают и другой вариант выхода из сложившейся ситуации - реформа межбюджетных отношений.

    Однако, по другим данным, в правительстве пока не рассматривается возможность проведения масштабной реформы системы межбюджетных отношений. И в ближайшие два года расширения применения механизмов поддержки регионального сектора, как это было в предыдущие годы, не будет. Так, по мнению директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, сейчас бессмысленно изобретать какие-то новые стимулы для поддержки территорий. Эксперт полагает, что о реформе межбюджетных отношений можно говорить только тогда, когда, во-первых, появится выборность губернаторов, а, во-вторых, будет ликвидирована зависимость бюджета от нефти. "Сейчас же имеющимися инструментами что-то принципиально изменить крайне сложно, - полагает Владимир Климанов. - Можно решить лишь частные вопросы по отдельным проблемам".

    По данным рейтингового агентства S&P, темпы роста долга в 2012 году окажутся невысокими. Это объясняется тем, что несколько регионов и муниципалитетов с самыми высокими показателями благосостояния, скорее всего, не будут занимать. Это касается, прежде всего, Москвы, на долю которой приходится более 20% совокупного долга российских регионов. В текущем году столица, как предполагают в S&P, будет покрывать свои потребности за счет значительного текущего профицита и крупных денежных остатков. Кроме того, ожидается, что и Санкт-Петербург будет придерживаться политики нулевых заимствований. Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Тюменская область также не собираются в этом году прибегать к заимствованиям.

    В числе возможных должников, по мнению Бориса Копейкина, могут оказаться Татарстан, Московская область, Мордовия. Скорее всего, эти регионы в этом году получат частичное или полное бюджетное рефинансирование.

    В службе кредитных рейтингов S&P полагают, что количество выдаваемых бюджетных кредитов если и сократится, то незначительно. Для сравнения, в 2010 и 2011 годах фактический объем бюджетных кредитов, выданных регионам, составил 170 и 128 млрд рублей соответственно. В 2012 году сумма вновь выданных бюджетных кредитов, вероятно, превысит 110 млрд рублей до конца года. И, несмотря на то, что правительство уже объявило о планах сократить объем бюджетных кредитов, начиная с этого года, аналитики S&P считают, что в результате объемы предоставленных кредитов сократится незначительно - примерно до 75 млрд рублей в 2013 году.

    В связи с этим Наталья Зубаревич подметила другую тенденцию - федеральные власти расширили использование непрозрачных трансфертов, не регулируемых никакими правилами. "В итоге в прошлом году был зафиксирован трехкратный рост иных межбюджетных трансфертов и восьмикратный рост прочих безвозмездных поступлений, - отмечает Зубаревич. "Иные трансферты" выделяются на множество разных целей (лекарственное обеспечение, дополнительные выплаты полиции, поддержку шахтерских городов и др.), но более 70% (151 млрд руб.) израсходовано на реализацию программы модернизации здравоохранения в регионах, в основном на закупку медицинского оборудования. Наиболее неравномерно распределяются по регионам "прочие безвозмездные поступления", объем которых достиг 115 млрд руб., что сопоставимо почти с третью объема дотаций на выравнивание и 3/4 дотаций на сбалансированность, - рассказала Наталья Зубаревич. По оценкам эксперта, помимо Москвы крупным получателем прочих поступлений стал Ямало-Ненецкий АО (15 млрд руб. или 11% доходов его бюджета), более 2 млрд руб. получили Сахалинская область (4% доходов ее бюджета), Ханты-Мансийский АО и Кемеровская область (1,3-1,6% доходов).

    Кроме того, в 2012 году аналитики S&P прогнозируют усиление зависимости региональных и муниципальных органов власти от банковских кредитов. Ожидается, что объем банковских кредитов, привлекаемых регионами, в этом году составит более 300 млрд рублей, а в 2013 году увеличится до 400 млрд рублей.

    Что касается рынка облигаций, то в этом году аналитики агентства не ждут его роста. По данным на 1 апреля 2012 года, на рынке облигаций регионов и муниципалитетов было представлено 33 эмитента, общий объем составил чуть более 400 млрд рублей. И если российские столицы, скорее всего, не будут выпускать облигации в текущем году, активную деятельность разовьют Самарская, Вологодская области и Краснодарский край. Вполне возможно, что рост рынка облигаций начнется со следующего года - по мере роста бюджетных дефицитов.

    Поделиться