Опросы

Вокруг фильма "Служу Советскому Союзу" разгорелась война

Фильм "Служу Советскому Союзу" подвергся резкой критике
 Фото: Кадр из фильма "Служу Советскому Союзу"
Фото: Кадр из фильма "Служу Советскому Союзу"
Идет война народная, священная война. С кем? С фильмами, которых еще не видели, со спектаклями, о которых пока только слухи. Пишут тысячи писем, в выводах заходят далеко.

Бой разгорелся вокруг фильма Александра Устюгова "Служу Советскому Союзу", анонсированный НТВ. Он есть в интернете, откуда его сейчас активно скачивают, - реклама сделана отменная. Но чтоб посмотреть и потом уж судить - ни-ни. Врагов легко сочиняют и с ними рьяно борются. Скандал занимает место искусства и его подменяет. Скоро без скандала не сможем прочитать ребенку "Мойдодыра" - покажется пресно. Впрочем, Чебурашку уже обвиняли в безродном космополитизме - такой у нас национальный спорт.

Фильм Устюгова не назовешь шедевром. Снятый по повести Леонида Менакера, недавно ушедшего хорошего сценариста и режиссера, он временами кажется невнятным. В нем много сюжетных неувязок, и он небрежен к деталям - создатели явно предпочитают писать свое полотно широкой кистью. На эту небрежность особенно упирают критики фильма: не та медаль на груди... Но это история о том, как любовь, нестойкая в мирное время, проверяется на войне, когда любящие оказываются в прифронтовом концлагере. Все построено на трагических контрастах: известный писатель и знаменитая актриса, приближенная к Кремлю советская "элита" - и лагерная пыль, в которую легко обращались даже самые легендарные. За сюжетом - трагедии Татьяны Окуневской, Лидии Руслановой, Зои Федоровой, и авторов эта история явно волнует, они ее наивно романтизируют, как и героику, поданную в стиле советских военных картин. Кульминации эта наивность достигает в эпизоде, где в разгар боя, который зэки дают гитлеровцам, знаменитая Таисия Мещерякова выходит на баррикады с песней "Эх, Андрюша, нам ли быть в печали..." - это сделано на грани фальши и невольной самопародии.

Но именно эта наивность делает намерения авторов очевидными. Они хотят воспеть патриотизм народа, готового перед лицом общего врага забыть об унижениях и ранах, нанесенных советской властью. Их это волнует, и они реализуют сюжет в меру отпущенных им исторической интуиции и мастерства. 35-летний режиссер неизбежно пользуется сложившимися в искусстве стереотипами - он явно помнит сходные по теме и стилю картины "Прорва" Ивана Дыховичного, "Штрафбат" и "Завещание Ленина" Николая Досталя, не забывая и о "Зое" Арнштама, и о промелькнувшей на экране истории любви Константина Симонова к Валентине Серовой... Он берет харизматичных актеров Максима Аверина, Нонну Гришаеву и Юрия Ицкова, которые играют сильно, с полной выкладкой, честно. Но "отражение уже отраженного" всегда приблизительно, и это свойство времени: детальное знание в поколениях вытесняется знанием мифологическим. Фильм Устюгова весь сложен из таких мифов, где любовь к родине с ее трагической судьбой тесно сплетена с порожденной "лагерной литературой" горечью.

Но это все диаметрально противоположно враждебности или ненависти, которые с размаху, не глядя инкриминируют авторам картины ее оппоненты.

"Гадкого фильма не видел, но мнению доверяю, и вообще таких псевдофильмов полно во враговизоре (товарищи офицеры, а не хочется ли вам по студиям враговидения и их персоналу БАХнуть уже, а?" - распаляет себя в интернете энтузиаст под ником krasnoutr. Добровольцы воззвали к патриотам: "Помогите нам, распространите информацию о том, что именно нам собираются показать, как можно шире, выше и дальше". Здесь же даются адреса Министерства культуры и даже форма обращения туда. Так что понятно, откуда вдруг взялись 1996 поступивших туда протестов: люди легко отзываются на призывы защитить то, что свято. Правда, от чего защищать, пока не знают.

Ситуация становится совсем ясной, если просмотреть, с каких сайтов и под какими знаменами начался обстрел фильма. Их любимый цвет - красный, их любимый символ - серп и молот, в тегах они на первое место ставят слово "враг", в числе главных ругательств держат слова "демократы" и "либералы". Любую попытку поставить под сомнение безгрешность Сталина и сталинских "органов" воспринимают как вражескую вылазку. И являют собой атавизм слепой экстремальной нетерпимости, характерной для времен травли Мейерхольда, Пастернака, Солженицына. Увы, мы все по-прежнему легко возбудимы, и теперь вновь наступило время пусть бумажно-интернетных, но вполне провокационных стычек, которые вспыхивают то по случаю премьеры "растленной" оперы, то по поводу "спорного" фильма "Четыре дня в мае". И вот массированный обстрел новой жертвы за четыре дня до премьеры. А вся вина картины только в том, что она слишком наивна в понимании трагедий и героизма далеко еще не канувшей в Лету эпохи.

Что будем отстреливать в июле? И вернутся ли в наших отношениях с искусством мирные дни?

Мнение

Николай Досталь,  режиссер:

- Я снимал фильм "Штрафбат",  на который тоже в свое время была своеобразная реакция общественности. Но кроме этой картины, я делал  и другие фильмы об истории России -  "Завещание Ленина" о Шаламове,  "Раскол".  Я хочу просто напомнить, что "Штрафбат" - это все-таки  художественное кино.  Я вам расскажу одну историю, когда я снял свой фильм, один, что называется, настоящий штрафник, которого уже, к сожалению, нет в живых, помотрев фильм, сказал мне и  Володарскому: "Ребята, вы исказили частности, но не соврали в главном: штрафники тоже внесли свой кирпич, и не один кирпич, в этот  огромный фундамент под названием "Победа". Вот это и есть главное в художественном кино.  Должен ли художник придерживаться каких-то границ при искажении исторических фактов? Конечно. Эти границы называются  самоцензурой. Их может устанавливать автор сценария, продюсер,  но в основном это дело  режиссера и его совести. Это он должен  устанавливать границы каких-то  отступлений, нарушений  в трактовке спорных моментов истории. Поэтому,  на мой взгляд, самый главный цензор художественного произведения -  сам автор. Он сам должен чувствовать и понимать, что он делает. Что принесет его работа - огорчение или радость?  И если картина "Служу Советскому Союзу" может действительно  вызвать какое-то огорчение у ветеранов, которых итак уже осталось мало, то нужно показывать ее не 22 июня, а в другой день.

Подготовила Татьяна Владыкина

Павел Дульман,  "Российская газета", Киев:

- Фильм "Служу Советскому Союзу" впервые на Украине был показан еще в конце февраля. Транслировал его телеканал "Интер" - крупнейший и наиболее рейтинговый телеканал Украины, аналог российского Первого. Фильм не вызвал большого ажиотажа. Мнения критиков и зрителей, впрочем - немногочисленные, поделились почти поровну.

В киевской городской организации ветеранов Украины придерживаются вот такого мнения. "Конечно, по прошествии многих лет с окончания войны стало модно допускать вольности в трактовке однозначных событий, рассуждать о том, что подвиг народа  -  на самом деле не подвиг. К сожалению, мы, ветераны, не можем этому помешать, тем более - здесь, на Украине, где переписывание истории с подачи известных личностей стало частью государственной идеологии. Фильм "Служу Советскому Союзу", насколько я понимаю, из этой же серии. Единственное, что здесь можно пожелать, - сменить хотя бы название. Пусть в нем не будет Советского Союза", - сказал "РГ" руководитель киевской городской организации ветеранов войны Николай Мартынов.

Ада Ставиская, директор киностудии "Панорама", на которой снимался фильм "Служу Советскому Союзу":

- Я не могу ничего ответить по поводу критики фильма. Все, что сейчас говорят про "Служу Советскому Союзу", основано на выложенном в интернете пиратском варианте картины с плохим качеством, который записали во время украинской премьеры. Российская премьера намечена на 22 июня, и только после нее можно будет что-то говорить. Насколько я могу судить, половина людей, так активно нападающих на фильм, его не видели. Мне трудно представить "множество" ветеранов и пенсионеров, имеющих возможность выйти в интернет, выискать там копию фильма, просмотреть его и оставить гневные отзывы…

Над фильмом мы работали с мая прошлого года, и я могу сказать, что снимался он не на бюджетные деньги.

Я работаю в кино 40 лет, и это далеко не первый подобный случай в моей практике, только раньше это было Госкино и Гостелерадио... Так было  со снятым в 1981 году фильмом Семена Арановича "Торпедоносцы", директором которого я была, в 1983 году фильм получил Государственную премию. Потом про наше "Противостояние" говорили, что там показано массовое предательство советского народа в Великой Отечественной войне, однако сейчас это признанный и любимый всеми фильм… Так что в нынешней ситуации для меня нет ничего нового.

Я знаю, что не заказывала рекламную кампанию фильма ни кому бы то ни было. Но по факту того, что сейчас происходит - это блестящая рекламная компания, ведущаяся на безвозмездной основе.

Андрей Смирнов, ведущий программы "День города", "Окно в кино", телеканал "Санкт-Петербург":

- Обычно, про такие фильмы как "Служу Советскому Союзу" говорят: очень спорная картина! Для нашей страны с трагическим военным прошлым время Великой Отечественной войны - священно. Есть общеизвестные факты, о которых снято много хороших и не очень фильмов, есть факты, которые долго замалчивались и сейчас начинают всплывать. Вот о таких новых страницах истории Великой Отечественной и фильм "Служу Советскому Союзу". Еще до выхода на экраны вокруг картины разгорелся настоящий скандал, как можно снимать кино о предателях своей страны. Но в таком случае, все претензии следовало бы адресовать первоисточнику,  т.е. роману Леонида Менакера "Обед с дьяволом", по которому и снята картина. "Служу Советскому Союзу" - это его экранизация. На мой взгляд, картина интересна с актерской точки зрения, потому что всеми любимые актеры Нонна Гришаева и Максим Аверин предстают в совершенно новых и для себя, и для зрителя образах. Что касается, сюжета - это вопрос спорный, потому что у каждого разное отношение к "врагам народа", которые тоже попытались сразиться за Родину, но в итоге Родина им отомстила. Главное, чтобы не искажалась фактическая правда событий, а ее теперь, вряд ли кто-то сможет восстановить на все 100%. К описываемым в фильме "Служу Советскому Союзу" событиям можно относиться также, как и к известному историческому факту, что во время поставок по ленд-лизу СССР товарам для американских и британских моряков в Мурманске по приказу советской власти открыли бордели с советскими девушками. После войны всех "сотрудниц" барделей вывезли на барже в море, расстреляли и затопи. Можно об этом снимать кино или нет - это уже другой вопрос…

Письмо министра культуры Владимира Мединского генеральному директору телекомпании НТВ Владимиру Кулистикову по поводу демонстрации 22 июня на канале НТВ фильма "Служу Советскому Союзу"

Генеральному директору
телекомпании НТВ
В.М.КУЛИСТИКОВУ

Уважаемый Владимир Михайлович!

22 июня 2012 года на канале НТВ запланирована демонстрация художественного фильма "Служу Советскому Союзу". Содержание фильма и факт его показа именно в этот день по федеральному каналу вызвали бурную реакцию в средствах массовой информации и в Общественной палате Российской Федерации.

В Минкультуры России и на мой личный адрес лишь за 2 дня поступило 2000 писем граждан с требованием "снять фильм с показа по ТВ".

В это связи считаю необходимым обратить Ваше внимание на следующее:

1. Минкультуры России с уважением относится к свободе творчества и праву на авторский вымысел в художественных произведениях, посвященных истории нашей страны.

2. Минкультуры России не намерено вмешиваться в политику телевещания и работу СМИ.

3. В то же время я убеждён: свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан; необходимо ответственно подходить к темам, вольная интерпретация которых может вызвать раскол в обществе.

4. Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма "Служу Советскому Союзу" 22 июня, в День памяти и скорби. Это может быть воспринято многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти.

5. Хочу ещё раз подтвердить готовность Министерства культуры РФ поддерживать реализацию проектов, в том числе и в СМИ, направленных на объективное освещение важнейших событий отечественной истории, прежде всего, бессмертного подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Чем дальше от нас она, тем бережнее мы должны относиться к исторической памяти.

В.Р. Мединский

Комментарий Владимира Мединского и тексты обращений граждан в Минкультуры России о показе 22 июня фильма "Служу Советскому Союзу".

Свежая голова

Сергей Шаргунов, писатель:

"РГ" на 15-й полосе пишет о дискуссии, которая развернулась в обществе вокруг фильма Александра Устюгова "Служу Советскому Союзу". По этому поводу хочу сказать, что, несомненно, автор и художник имеет право на любой взгляд, но одновременно с этим от телеканалов требуется деликатность и понимание в важные для страны дни. Потому что, к сожалению, иной раз выходит так, что нам со странной настойчивостью пытаются показать более чем сомнительные фильмы именно в важные и дорогие для миллионов людей праздники, дни памяти и скорби. Я думаю, что в любое другое время , не 9 мая и не 22 июня, возможны разные киноленты и разные версии и интерпретации исторических событий. В уважающих себя странах, к примеру во Франции или Америке, во время военных праздников царят естественные настроения: патриотизм и уважение к своей истории. В этом смысле, в свое время мне показалось странным, когда вдруг на Пасху у нас хотели показывать фильм, который задевает верующих. В любой другой день некая вольная вариация на тему этого пасхального события возможна, но зачем подливать масла в огонь и терзать людей в такой светлый праздник? Поэтому в день начала войны все спорные фильмы, которые вызывают у многих граждан раздражение и которые способны сделать больно и неприятно оставшимся еще в живых ветеранам, нужно перенести.

Однако, в любом случае, искусство свободно. Писать надо на разные темы. Я, например, с огромным интересом недавно прочитал европейский бестселлер писателя Джонатана Литтела "Благоволительницы" - это история холокоста глазами эсэсовца. Увлекательная, важная, интересная книга. Думаю, что в русской прозе будет тоже осмыслен этот период. Но осмыслен художественными методами. И это ни в коем случае не означает, что в важные, памятные дни на телевидении нужно показывать то, что способно оскорбить множество людей.

К сожалению, не так много современных картин о войне вызывают у меня симпатию. Был неплохой военный фильм "Звезда" - ремейк советского фильма и экранизация повести Эммануила Казакевича. "Брестская крепость" Александра Котта тоже хороший сюжет о начале войны. Не могу сказать, что я пришел в восторг, посмотрев его, но это вполне нормальное патриотическое кино. К слову, чеченская война была неплохо осмыслена Алексеем Балабановым в картине "Война" и Александром Велединским в драме "Живой". То, что в современном отечественном кино пока что нет обращающих на себя внимание фильмов, не очень здорово. А, с другой стороны, то, что есть несколько поделок героического толка, - это плюс. Нам, может быть, не хватает русского Голливуда, фильма, который просто и ярко рассказывал бы о героике. Поэтому и сериалы, и ленты должны появляться, и не обязательно, чтобы это были шедевры.

ВЫСКАЖИТЕ МНЕНИЕ

Елена Кухтенкова

Комментарии (0)
Добавить комментарий
новости партнеров
новости
партнеров
Наверх