18.06.2012 11:37
    Поделиться

    Студентов отправят в Европу за неизвестными сведениями об истории Уфы

    Глава администрации Уфы Ирек Ялалов заявил, что столичные власти готовы оплатить поиск документов, касающихся прошлого города, в заграничных архивах.

    Об этом он сообщил на обсуждении фильма Салавата Хамидуллина "Восхождение Романовых. Уфимский след" в рамках очередного заседания "Лаборатории политического кино" в кинотеатре "Родина". Просмотр собрал историков, краеведов, чиновников и патриотично настроенных уфимцев.

    Градоначальник уверен: причиной того, что в истории Уфы до сих пор остаются "белые пятна", является ограниченное число источников, с которыми имеют дело наши историки. Они работают только с тем материалом, который им доступен.

    - Я не согласен с тем, что невозможно найти исторические материалы, касающиеся Уфы, в зарубежных архивах, - заметил он. - Через территорию современного Башкортостана проходило немало различных караванных и посольских путей. Путники всегда вели о своих поездках записи, которые оставляли на исторической родине - в Польше, Германии или Чехии. Во время встречи с преподавателями исторического факультета педуниверситета я уже высказывал мысль, что городская администрация готова спонсировать исследования студентов при подготовке дипломных работ по истории Уфы. Пусть они работают в зарубежных архивах, ищут документы, карты 500-летней давности. Я убежден, что в той же Польше мы можем обнаружить источники, проливающие свет на нашу историю.

    Меня в истории Уфы всегда поражал примерно столетний период с момента основания города. Как гласит легенда, стрельцы приплыли сюда, высадились на берег и в течение ста лет рядом ничего не строилось. Ближайшая крепость находилась более, чем в 500 километрах. Как гарнизон в 100-150 человек мог существовать во враждебном окружении? Это нереально. Значит, город был не таким уж форпостом колонизаторской политики царской России, как всегда считалось. Видимо, он был нужен местному населению - башкирам. Ведь только при взаимодействии местного населения и гарнизона город мог просуществовать целый век.

    Обсуждение фильма, посвященного интригующей истории двух первых уфимских воевод, Михаила Нагого и Афанасия Власьева, переросло в разговор о том, как изучать историю города, как сохранять историческую память и кому ставить памятники.

    На этот счет у уфимской интеллигенции существуют разные, порой диаметрально противоположные, мнения. И для этого есть веские основания. Начать с того, что никто не может точно сказать, когда на месте древнего городища была основана современная Уфа. В советские времена незыблемой датой считался 1574 год, но в истории Российской Империи закрепился 1586-й. Никто не берется назвать и имя основателя города. Краеведы настаивают на том, что им был Иван Нагой, а историки говорят, что это больше легендарная личность, чем историческая, поскольку документальных свидетельств о нем в архивах нет. Поэтому и вопрос: кому же ставить памятник, пока остается без ответа. Одни говорят - Ивану Нагому, другие - стрельцам, первым высадившимся на реке Белой. Третьи предлагают воздвигнуть памятник не в честь конкретного человека, а некоему образу основателей города. Например, художник Владислав Пегов считает, что надо поставить стелу с барельефами исторических личностей, тех же воевод, или сцен исторических событий. Единственное, в чем сходятся оппоненты, - такой памятник нужен.

    - Можно и нужно спорить обо всем, искать истину. В том, что спорно, пусть разбираются профессиональные историки на специальной научной конференции. Но ведь есть бесспорные факты, как, например, участие Уфимского пехотного полка в Отечественной войне 1812 года. Почему у нас нет памятника в его честь? - высказал свое мнение руководитель "Лаборатории политического кино" ректор Башкирской академии госслужбы и управления при президенте РБ Сергей Лаврентьев.

    Публицист, автор цикла "Историческая среда" Салават Хамидуллин уверен, что в истории Уфы было немало личностей, достойных увековечения. Тот же Афанасий Власьев. Историк Венера Муратова уточняет, что он был первым уфимским воеводой (а всего их был 51), который сумел упорядочить налоговую систему.

    - До него в этом не было единообразия. Впоследствии именно неразбериха в налоговой системе и стала одной из причин многочисленных башкирских восстаний. Государственный был человек. Смотрел в корень, - сказала она.

    Сергей Лаврентьев предложил не увлекаться увековечиванием каких-то ярких фактов из уфимской жизни прошлых веков. И вот почему.

    - С исторической точки зрения, Уфа - уникальный город. Например, именно с нее началась история политических ссылок. Также известно, что именно в Уфе проводились самые крупные экспроприации, или попросту грабежи. Это происходило на станциях Дема и Воронки. На добытые средства жил Ленин, а большевистская партия провела несколько съездов. Но разве это достойный повод для гордости? - объяснил он свою позицию.

    Споры об отдельных фактах в истории города, которые ведутся не первый год, похоже, вскоре войдут в конструктивное русло. Как сообщил Ирек Ялалов, при администрации создается Общественный совет, который, как предполагается, объединит историков, краеведов, творческую интеллигенцию и других горожан, неравнодушных к прошлому, настоящему и будущему Уфы. Именно на его заседаниях с учетом мнения горожан будут обсуждаться наиболее актуальные проблемы и приниматься взвешенные решения, касающиеся в том числе культурной и исторической проблематики.

    Поделиться