13.06.2012 23:29
    Поделиться

    В школах Белгорода проводят обучение по методике академика Базарного

    В этой школе ученики во время урока могут ходить по классу и должны писать только перьевыми ручками
    Эксперимент по обучению детей по методике академика Владимира Базарного проводится в 4 школах Белгорода, с сентября к ним присоединятся еще 8. Учителя говорят, что эксперимент не требует серьезных затрат, но результат дает отличный.

    Суть методики в том, чтобы неусидчивость детей использовать во благо учебного процесса. И теперь на уроках разрешается громко разговаривать и ходить по классу, школьники могут вдоволь изучать стены и потолок, где развешаны обучающие плакаты. Половина класса пишет сидя, половина - стоя за конторками, на массажных ковриках и без обуви. Каждые 10-15 минут учитель командует поменяться местами. От перестановки учащихся успеваемость улучшается, утверждают учителя. По теории Базарного такая смена поз во время уроков помогает детям легче переносить школьные нагрузки.

    Извертелись все

    - Началось с того, что у целого ряда школьников города обнаружились проблемы со здоровьем, - рассказывает сотрудник Белгородского научно-методического информцентра Ирина Возняк. - Причем диагнозы различные: плохое зрение, сколиозы, сердечно-сосудистые заболевания. Стали думать, что делать, и кто-то вспомнил о методике академика Базарного.

    Первыми ее испытали в школе N 49. Учителя сначала сопротивлялись: мол, не хватает проблем с ЕГЭ у старшеклассников, так решили еще в начальной школе реформы устроить. Но несогласных убедили.

    - Сложностей хватало, нужно было закупить оборудование, те же конторки, все это стоит денег, - рассказывает завуч Лариса Черкашина. - Но в этом учебном году мы уже выпустили три третьих класса, два вторых и шесть первых. Все эти дети не знают, как можно высидеть на одном месте весь урок, боясь, что им сделает замечание учитель. Ведь это дети, у них потребность двигаться. Захотел - встал, захотел - сел. Они глазеют по сторонам, тренируют зрение на тренажерах, которые крепятся к потолку, и в итоге лучше усваивают материал.

    На потолке "мини-стадион" для глаз, пробежка по нему обязательна. Вертеть головой в разные стороны детям приходится по заданию учителя, потому что правила и необходимый дидактический материал развешаны на всех стенах класса. Это называется зрительными метками. Пока ребенок их ищет, разминает шею.

    Черкашина уверяет, что в таких условиях и учителю проще работать: не надо постоянно привлекать к себе внимание, дети и так запоминают то, о чем им говорят.

    - Все потому, что они чувствуют себя раскованно. К тому же, здесь как нигде проявляется индивидуальный подход к каждому ученику, - поясняет завуч. - Вот, к примеру, некоторым детям врачи не рекомендуют долго стоять за конторками, учителю не нужно засекать время - когда ребенку станет трудно, он присядет сам.

    Почерк от Базарного

    А еще учителя начальных классов в школе N 49 избавлены от "каракулей" и помарок в прописях.

    - Дети у нас пишут перьевыми ручками, - рассказывает Ирина Возняк. - И пишут медленно, вдумчиво и красиво. Посмотрите на их тетради! Все буквы ровные, никаких каракулей. В обычном классе учитель попросту не имеет возможности научить так писать. Перьевая ручка, как оказалось, бережет и сердечно-сосудистую систему.

    - Вот вы пишете обычной шариковой ручкой, не отрываясь. И даже не замечаете, как напрягаетесь и задерживаете дыхание, - рассказывает Лариса Черкашина. - Точно так же пишет ребенок, только он еще волнуется, потому что старается выполнить задание как можно лучше. Неправильно дышит, а значит, нарушается сердечный ритм.

    Родительский комитет

    Одно из правил Базарного гласит, что девочки и мальчики не должны быть на уроке вместе. Вот это-то и вызвало массу споров.

    - Следуя правилам, мы набирали класс девочек, - рассказывает директор школы N 28 Анна Козловцева. - Если бы вы знали, как взбунтовались папы мальчиков!

    Тем не менее она уверена в правоте Базарного.

    - У нас же не гендерное образование, никто не делит школу на военное училище и колледж для благородных девиц, это только на уроках дети разделены, а на переменках и общешкольных мероприятиях они играют вместе и свободно общаются, - говорит директор. - Девочки гораздо быстрее запоминают и схватывают новое. А мальчики в этом возрасте по развитию отстают от них года на два, и потому им труднее дается учеба.

    Преодолеть сопротивление родителей оказалось непросто.

    - Причиной конфликта стало банальное непонимание между педагогами и родителями, но в этом, я думаю, мы сами виноваты, - считает Ирина Возняк. - Мы начали работу с родителями, когда их дети уже посещали подготовительные занятия. И вот представьте: ходит ваш мальчик к одному учителю, а потом выясняется, что тот "в рамках эксперимента" набирает класс девочек. А ваш сын уже привык к этой тете-учительнице.

    Разногласия удалось преодолеть, отступив от правил Базарного.

    - Сформировали мы и смешанные классы, - говорит Ирина Возняк. - Пришлось нарушить "заповеди" академика. Но мы ведь не брали на себя обязательств соблюдать их все. Из 12 правил методики где-то следуют только 6, где-то - 8, а где-то всем сразу. Просто каждая школа и каждый класс выбирают для себя наиболее приемлемые.

    Сильное звено

    Эксперимент в Белгороде идет уже 3 года. Учителя говорят, что сами не ожидали таких результатов: практически все дети осваивают программу начальных классов легко, быстро и с удовольствием. Эти первоклашки заметно меньше болеют и более уравновешенные, нежели их сверстники. Однако учителя подчеркивают: говорить о результатах пока рано. Сам Базарный рекомендует подводить итоги в выпускных классах.

    Но сейчас учителей волнует даже не эффект от эксперимента, а вопрос, будет ли он продолжен. Как третьеклассников, привыкших по 10 раз менять позу на уроке, усадить за парты в 4-м классе?

    - Да никак, - считает завуч Черкашина. - Они уже не смогут учиться так, как все остальные. И именно потому мы думаем, что нужно закупать мебель и другое оборудование для среднего звена.

    А еще - обучать все больше преподавателей работать "не как все".

    Белгородский отдел образования: 308000, г. Белгород, ул. Попова, 25а. Телефон: (4722) 32-68-95 (приемная). E-mail: beluo@beluo.ru

    12 правил Базарного

    Система обучения академика Владимира Базарного предполагает:

    1. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

    2. Использование для письма перьевых ручек и чернил.

    3. Использование конторок наряду с партами.

    4. Применение массажных ковриков для стоп.

    5. Частую смену поз на уроке.

    6. Размещение учебных материалов на всех 4 стенах и потолке.

    7. Применение офтальмологических тренажеров.

    8. Сопровождение самостоятельной работы классической музыкой.

    9. Подачу информации в контексте чувств и эмоций.

    10. Физминутки для предупреждения различных заболеваний.

    11. Занятия физкультурой почти каждый день.

    12. Занятия за компьютером разрешаются только по завершении периода полового созревания.

    Поделиться