08.06.2012 12:40
    Поделиться

    Автомобилисты: Свердловский законопроект о спецстоянках разорителен

    Жаркие споры в среде депутатов и автомобилистов вызвал региональный законопроект о порядке перемещения транспортных средств на спецстоянки, принятый Законодательным собранием в первом чтении.

    Напомним, с 1 июля 2012 года вступают в силу поправки в КоАП РФ о том, что водитель, нарушивший правила дорожного движения, должен оплачивать транспортировку на эвакуаторе на штрафстоянку и хранение автомобиля в первые сутки. До сих пор эти расходы нес местный бюджет. Тарифы в каждом регионе будут индивидуальные - их установит Региональная энергетическая комиссия (РЭК). А областные власти обязаны регулировать этот процесс. Собственно, поэтому правительство области и разработало проект закона "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств в Свердловской области".

    Многие эксперты приняли документ в штыки: наибольшее возмущение вызвал предложенный чиновниками пункт, предусматривающий поминутную плату за доставку машины на штрафстоянку и почасовую плату за хранение машин. На обсуждении законопроекта замминистра транспорта и дорожного хозяйства области Александр Сидоренко признал перед парламентариями, что документ получился сырой и противоречий в нем немало.

    Я не понимаю, почему вызвала критику идея о почасовой оплате за хранение авто: на мой взгляд, платить, например, за три часа нахождения машины на стоянке лучше, чем за все сутки. А вот предложение ввести поминутную оплату за эвакуацию, на мой взгляд, действительно очень некорректно, - комментирует "РГ" ситуацию председатель Свердловского межрегионального комитета по защите прав автомобилистов Георгий Бадьин. - Ведь водитель может попасть в пробку, остановиться, чтобы пообедать или просто выбрать наиболее длинный путь до стоянки, - все это трудно контролировать.

    - В таком виде законопроект противоречит федеральному законодательству, - дополняет вице-президент комитета Владимир Селянин. - В КоАП РФ понятия "эвакуация" и "хранение" авто не разделяются, а объединены одной мерой пресечения под названием "задержание транспортного средства". Поэтому предусматривать в региональном законопроекте разные тарифы за эвакуацию и за хранение нельзя. Я считаю, здесь областное правительство пытается превысить свои полномочия. Думаю, если документ будет принят в таком виде, любому водителю будет реально оспорить его в суде.

    Кстати, автолюбители рассказывают, что проблемы со спецстоянками у них возникали и раньше. В Екатеринбурге пять муниципальных эвакуаторов, но, по мнению ГИБДД, их недостаточно, поэтому иногда стражи дорог обращались к коммерческим фирмам. Бизнесмены в нарушение закона отказывались отдавать водителю машину, пока тот не оплатит услуги эвакуатора - 4000-5000 рублей - и "пени" за хранение машины - тысяча-полторы в сутки. Одни смиренно платили, другие платили и возвращали деньги через суд.

    Один из противников законопроекта депутат Андрей Альшевских озабочен судьбой машин, попавших в ДТП: их также эвакуируют на спецстоянку. Иногда автомобили стоят там месяцами, пока идет следствие. Неужели и с владельцев этих машин будут взимать плату - какие же тогда суммы накопятся?..

    - Я бы назвал проект закона грабительским, - не поскупился на эпитеты парламентарий. - Сначала власти должны создать новые места для парковок и расширить улицы, а уже потом вводить "репрессивные меры" и всячески собирать штрафы. Я бы поменял концепцию закона: думаю, транспортное средство нужно эвакуировать только в крайних случаях, когда оно технически неисправно или угрожает безопасности движения. А при неправильной парковке эффективнее перенять западный опыт, где автоинспекторы отслеживают нарушителей с видеофиксатором и выписывают большие штрафы - примерно в 270 евро. Раз заплатишь, а в другой уже не захочешь нарушать ПДД. Но, чтобы запустить эту схему, нужно заставить суды и приставов работать оперативнее.

    А вот сторонник законопроекта представитель комитета Заксобрания по развитию инфраструктуры и жилищной политике Максим Серебренников уверен, что страхи скептиков высосаны из пальца.

    - Мы создали рабочую группу и уже проработали с областным минтрансом замечания, высказанные депутатами и представителями общественности, - рассказывает он "РГ". - В частности, отказались от идеи ввести поминутную оплату за эвакуацию и оплату по километражу, чтобы у водителя эвакуатора не было соблазна ради дополнительного заработка петлять длинными кривыми дорогами. Мы сделаем процесс максимально прозрачным. РЭК установит определенную сумму за транспортировку авто и тарифы на его хранение - думаю, они будут не выше, чем на обычных стоянках. Четко пропишем, как транспортное средство будет охраняться на стоянке, а до эвакуации сотрудники фирмы будут обязаны зафиксировать состояние транспортного средства нарушителя через фото или видео - ведь эвакуатор может повредить машину. Авто будут доставлять до ближайшей спецстоянки, реестр которых будет открыт для широкого доступа. Критерии отбора фирм, которые захотят участвовать в процессе, очень простые: в их распоряжении должны быть эвакуаторы и парковочные места. Важно понять, что законопроект прежде всего коснется автовладельцев, которые серьезно нарушили ПДД: выехали на дорогу в состоянии алкогольного опьянения, спровоцировали пробку или ДТП. Если человек неправильно припарковался, но не мешает остальным, никто его машину на спецстоянку не заберет, - считает Максим Серебренников.

    Принять региональный законопроект в окончательном третьем чтении планируется в июле.

    Поделиться